Получи документы

Проектная деятельность как средство формирования у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками

Ольга Евсеева
Проектная деятельность как средство формирования у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками

Самообразование

«Проектная деятельность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия

со сверстниками и взрослыми»

Воспитателя

Гришиной Е. И.

Брянск 2021

Тема самообразования: «Проектная деятельность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми»

Работа начата: 01.09.2021г.

Окончание работы: 31.05.23г.

Форма самообразования : индивидуальная

Публикация «Проектная деятельность как средство формирования у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками» размещена в разделах

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;

-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;

- Применить полученные знания на практике;

-Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. В ходе реализации проектной деятельности повышается познавательный интерес, а также вся работа строится на детских видах деятельности : игровой, коммуникативной, продуктивной и тд. Обобщая все вышесказанное, отмечу, что основной педагогической идей является становление в воспитанниках младшей группы познавательного, практически-деятельного, эмоционального отношения к окружающей действительности в процессе решения задач образовательных областей и развитие детских видов деятельности.

Ожидаемые результаты:

- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

Актуальность темы:

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект – это всегда открытие и освоение нового опыта. Одной из особенностей проектного метода является интерес к деятельности, приносящей результат.

Совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми – важнейший вид доступной дошкольнику социальной практики. В совместной деятельности ребенок осваивает нормы и правила взаимодействия с людьми, учится согласовывать свои эмоциональные реакции и действия с другими, развивает свои коммуникативные, лидерские навыки и умения. Участвуя в совместной деятельности, дошкольники обучаются умениям преодолевать собственные сиюминутные желания, получают опыт действия в интересах других людей. Совместная деятельность, по утверждению А. В. Запорожца, формирует у детей дошкольного возраста способности сочувствия к другим людям, дает первый опыт переживания чужих нужд и потребностей как своих собственных Теория и методика коллективного творчества дошкольников разрабатывалась Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В современных работах по педагогике и детской психологии совместная деятельность рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов.

Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;

- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);

Между тем, устанавливается тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком,

-повышается интерес к познанию;

-повышается самооценка;

-учатся планировать;

-идет общение на равных;

-становятся активными;

-учатся беречь свой и чужой труд.

Дошкольный возраст-это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру.

Приобретаемый в этом возрасте опыт межличностного взаимодействия с другими людьми становится фундаментом развития личности ребенка, становления его самосознания.

Существенной особенностью дошкольного детства является возникновение определенных взаимодействий ребенка со сверстниками. Дошкольникам недостаточно общения только со взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Основой создания, укрепления и развития таких контактов является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.

Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

Навыки сотрудничества в дошкольном возрасте учат детей помогать друг другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.

Развитие сотрудничества в дошкольном возрасте идет по пути накопления детьми опыта совместной деятельности со сверстниками, обладающей всеми признаками конструктивного сотрудничества. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, переживать мотивы взаимодействия, доброжелательно договариваться о способах совместного решения поставленной задачи, согласовывать свои действия, радоваться за совместный результат.

Большими возможностями для накопления дошкольниками опыта сотрудничества со сверстниками обладает проектная деятельность.

Под проектной деятельностью Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса

понимают совместную познавательную, творческую или игровую деятельность дошкольников, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ –это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагогии и родители.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, являясь универсальным средством развития ребенка в обучении, содержит в себе игровую сущность.

Проект дает ребенку возможность найти себя –определить, проверить,

уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.

Сущностные характеристики проектной деятельности :

- принятие общей цели,

- совместное переживание мотивов,

- согласование действий в совместно - разделенной деятельности,

- разделение ответственности за полученный общий результат.

Позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества.

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного разрешения детьми значимой социальной или познавательной проблемы в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную

деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка,

взрослые и дети становятся ближе друг другу.

Реализация проекта также требует согласованных действий участников проектной деятельности. Задача педагога на этом этапе – учить детей договариваться, соподчиняя свои и чужие действия.

На этапе публичной презентации продукта проектной деятельности на первый план выходит эмоциональное переживание детьми сопричастности к общему результату.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей радоваться общему успеху, принимать на себя ответственность за неудачи.

Таким образом, работа над проектом позволяет дошкольникам овладеть всеми компонентами конструктивного сотрудничества:

общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат.

Формирование навыков сотрудничества –процесс сложный и длительный. А. Д Кошелев выделил стадии развития сотрудничества у дошкольников :

- ребенок не обращает внимания на сверстника;

- пытается управлять сверстником, становится по отношению к нему в позицию «над»;

- начинает ориентироваться на позицию сверстника и пытается подражать ему, тем самым реализует позицию «под»;

- у ребенка появляется и начинает доминировать такой способ общения со сверстником, как соревнование;

- возникает произвольное общение со сверстником, отношения партнерства и

содержательного сотрудничества.

Старший дошкольный возраст –это этап, когда ребенок становится способным к достаточно сложным самостоятельным контактам со сверстниками и взрослыми.

Старшего дошкольника важно научить самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что любое задание быстрее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями. Общий мотив побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству.

Работа над проектом

Первый этап – "выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов” : Что знаю? Чего хочу узнать, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Организация совместной проектной деятельности

детей и родителей

Основные цели

- Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

- Повышение педагогической культуры родителей.

- Привлечение родителей воспитанников к тесному сотрудничеству.

- Использование современных технологий в работе с родителями

Метод проектов в работе с детьми и родителями в детском саду

Используя метод проектов в работе с детьми и родителями дошкольников, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества родителей, детей, а порой и всей семьи при участии педагогов детского сада.

Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Формы работы с детьми и родителями при реализации проекта :

Согласование с родителями темы, цели и плана работы над проектом;

Сбор необходимой информации родителями и детьми;

- Чтение литературы;

- Проведение тематических экскурсий;

- Создание педагогических ситуаций;

- Участие в акциях, конкурсах, выставках;

- Подведение итогов работы над проектом;

Формы работы с детьми и родителями при реализации проекта :

Согласование с родителями темы, цели и плана работы над проектом;

Сбор необходимой информации родителями и детьми;

Чтение литературы;

Проведение тематических экскурсий;

Создание педагогических ситуаций;

Участие в акциях, конкурсах, выставках;

Подведение итогов работы над проектом;

Список литературы

1. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2010г.

3. Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками : особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. –2011.

5. Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. –М. : Центр педагогического образования, 2007

6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. –

М. : Мозаика - Синтез, 2008

7. Боровлева А. В. Проектный метод –как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. –2006

8. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов// Дополнительное образование. –2007

9. Кошелев А. Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. –1990.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство формирования у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 19:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД