Лучший педагог года

Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Рамиля Елгушова
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

План самообразования музыкального руководителя Елгушовой Рамили Рифатовны

на 2022-2023 учебный год

Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры

на детских музыкальных инструментах»

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».

Публикация «Самообразование „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Цель педагогической работы: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи (по самообразованию) :

• Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.

• Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.

• Отбор необходимого материала из дошкольных методик.

• Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.

• Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.

• Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Задачи (по работе с детьми) :

Развивать чувство ритма

• Тренировать внутренний слух

• Учить выделять сильную долю такта

• Способствовать развитию познавательного интереса

• Побуждать ребенка использовать ДМИ в самостоятельной деятельности.

Задачи (по взаимодействию с семьями воспитанников) :

• способствовать развитию заинтересованности и вовлечению родителей воспитанников в проводимой работе.

Объект исследования – процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия);

II блок – основной (занятия по обучению игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап:

• Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.

• Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.

• Разработать перспективный план работы с детьми.

• Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.

• Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.

• Разработать картотеки по данной теме.

• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию.

2. Основной этап:

• Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.

3. Заключительный этап:

• Провести повторный педагогический мониториг.

• Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.

• Определить дальнейшие перспективы в работе.

Подбор материала с опорой на принципы:

• Принцип системности - систематическое проведение образовательной деятельности в течение всего учебного процесса.

• Принцип последовательности - подача материала производится постепенно, без перегрузки, с нарастающим объёмом информации.

• Принцип доступности - изложение материала излагается в игровой форме.

• Принцип индивидуального подхода – подача материала основана на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка. Если у ребенка присутствует или проявляется явление негативизма к своей работе, необходимо вмешательство взрослого, как партнёра.

• Принцип деятельности – заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовые знания, а добывает их сам.

Методы и приемы обучения:

1. Словесный метод – рассказ, беседа.

Приемы: объяснение, пояснения, рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными

инструментами, словесные дидактические игры, инструкция, вопросы к детям.

2. Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий, моделей.

Приемы: показ способов действий, показ образца.

3. Игровой метод – музыкально-дидактическая игра.

Приемы: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок, выполнение музыкальным

руководителем игровых действий.

4. Практический – упражнения.

Приемы: создание условий для игры на ДМИ

Формы работы:

• Проведение мониторинга в начале учебного года.

• Изучение методической литературы.

• Использование ресурсов.

• Разработка сценариев праздников, развлечений, досугов.

• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.

• Разработка картотек.

• Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.

• Мастер-класс для воспитателей и других педагогов.

• Индивидуальные консультация для воспитателей и семей воспитанников.

• Информационный материал на стендах групп для семей воспитанников и на сайте ДОУ.

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Проведение консультации для педагогов ДОУ:

• «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»

• «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

• «Презентация для воспитателей и семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».

3. Консультация для семей воспитанников:

«Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ»

«Изготовление шумовых инструментов своими руками»

4. Участие во Всероссийских интернет-конкурсах педагогического мастерства.

Предполагаемый результат:

Чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План работы на 2022-2023 уч. год

Сроки Формы работы Практический выход

Сентябрь 2022 – Май 2023

Методическая работа в течение года

Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д. М. И.

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов.

Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно (на платформе Zoom).

Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей.

Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников.

Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ.

Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов.

Использование интернет-ресурсов для работы с дошкольниками.

Подбор музыкальных произведений для оркестра.

Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма.

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Карты с результатами мониторинга.

Систематическое применение опыта на групповых и индивидуальных занятиях

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

Повышение теоретического, научно-методического уровня

Музыкально –дидактические игры

Сентябрь 2022 С детьми: Мониторинг.

Карты с результатами

С семьями воспитанников: Анкетирование для семей воспитанников. Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д. м. и. Консультации для родителей на стендах ДОУ, индивидуальные беседы.

Октябрь

С детьми: Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д. м. и. Осенний праздник

С семьями воспитанников: Консультация для законных представителей «Этот чудесный ритм» Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм»

Ноябрь С детьми: Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях».

Оформление информации для семей воспитанников.

Декабрь С детьми: Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ.

Новогодний праздник.

Мастер – класс для воспитателей: «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий.

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей.

С семьями воспитанников: «Презентация для семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».

Презентация для семей воспитанников.

Январь 2022

С детьми: Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках.

С семьями воспитанников: «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ».

Информация на стенде.

Февраль С детьми: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, досугов. Игра на д. м. и. в самостоятельной деятельности и на занятиях.

С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов дома».

Оформление

информации для родителей.

Март С детьми: Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах.

С семьями воспитанников: Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками».

Выставка самодельных шумовых инструментов.

Апрель С детьми: Подготовка к концерту внутри ДОУ «Мы -артисты».

Концерт

С семьями воспитанников: Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма.

Выставка музыкально – дидактических игр и пособий

Май 2022 С детьми: Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов. Выставка рисунков «Музыкальные инструменты».

Диагностика. Обобщение результатов работы по теме. Карты с результатами. Отчет по самообразованию.

Список используемой литературы

• М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

• Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей : Учеб. пособие. - СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

• А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб. : ЛОИРО, 2000.

• Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М. : Владос, 2001.

• Метлов Н. А. Музыка – детям. - М., 1985.

• Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н. А. Ветлугиной/ - М., 1989.

• Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

• Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб. : «Музыкальная палитра», 2007.

• Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

• Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

• Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.

• Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.

• Журнал «Музыкальный руководитель».

• Журнал «Музыкальная палитра».

Публикации по теме:

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Опубликовано: 1 октября 2022 в 14:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД