Наталья Душкина
Самообразование «Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой
Актуальность
В. А. Сухомлинский сказал, что «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»
В наше время дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором, всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна.
Публикация «Самообразование „Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
У детей с ТНР без специального обучения спонтанное речевое развитие происходит замедлено и выделенные особенности создают затруднения в овладении полноценной связной монологической речь
Одним из видов работы над связной речью детей является знакомство с художественной литературой.
Художественная литература помогает ребенку познать суть жизни, воспитывает духовно и нравственно, способствует обогащению словарного запаса детей с ТНР, развитию восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению.
При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой. театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.
2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями.
3. Создать условия для развития связной речи детей (организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды).
5. Внедрить систему работы, распространение положительного опыта.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить воспитательный процесс.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на педагогических часах и семинарах ДОО, подготовка материалов-публикаций для образовательных сайтов, презентация опыта работы.
План работы по самообразованию
Сентябрь
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме.
Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).
Подбор педагогической литературы; Оформление речевого уголка;
Оформление методической папки, материалов.
Октябрь
Изучить особенности речевой деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Диагностика. Выявление логопедической компетентности родителей.
Пополнение художественной литературы.
Взаимодействие педагога с детьми, родителями, коллегами.
Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок»
Ноябрь
Создать развивающую среду в речевом уголке, способствующую развитию связной речи детей.
Пополнение художественной литературы, портретами писателей, энциклопедиями и т. д.
Создание картотеки «Чистоговорки», «Скороговорки»
Декабрь
Познакомиться с процессом взаимодействия художественной литературы и развития связной речи детей с ТНР.
Проект «Путешествие по сказкам»
Консультация для родителей «Развитие связной речи и речевого общения детей».
Консультация для педагогов «Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с ТНР»
Январь
Познакомиться с особенностями развития связной речи с помощью разучивания инсценировок.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
Дистанционная викторина с родителями «По дороге сказок»
Февраль
Определить педагогические условия развития связной речи через обыгрывание литературных произведений.
Постановка сказки «Колобок – колючий бок»;
Участие детей во всероссийских конкурсах и викторинах.
Март
Уточнить какую роль играют игры-драматизации в развитии речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом»
Игра-драматизация «Под грибом»
Апрель
Поделиться опытом работы с педагогами ДОО.
Презентация опыта работы по теме.
Май
Обобщить полученные результаты по проделанной работе.
Отчёт о проделанной работе на педсовете
(презентация)
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007.
6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2007.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://dramateshka.ru/
2. https://www.almanah.ikprao.ru - Альманах ИКП РАО. Научно-методический журнал. Электронное издание.
3. https://www.co1428.edu.mhost.ru