МААМ-картинки

Самомассаж как один из способов здоровьесбережения

Елена Нижегородова
Самомассаж как один из способов здоровьесбережения

Сегодня здоровье детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человечку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Публикация «Самомассаж как один из способов здоровьесбережения» размещена в разделах

Решая задачи по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста, педагог должен также заботиться о здоровье ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии с целью снятия мышечного, нервного и психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического воздействия. [1]

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки здоровьесбережения, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одним из таких средств оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

В физкультурно - оздоровительной работе применяются такие виды самомассажа : самомассаж лица (головы, шеи, плеч, самомассаж рук (пальцев, кистей, предплечий и плеч, самомассаж ушных раковин (аурикулярный массаж, самомассаж стоп, точечный массаж, игровой самомассаж, а также массаж с применением различных специальных, подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриков и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и, конечно, заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять корригирующую гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики. [2]

Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна). Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. [2]

Обучение детей самомассажу проводит педагог, который показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. [2]

При выполнении самомассажа необходимо соблюдать ряд требований:

• помещение должно быть хорошо проветренным;

• одежда не должна стеснять движений;

• обязательно вымыть руки и лицо ребенка;

• направления движений всегда от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.);

• ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

• соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);

• не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;

• работа должна проводиться с положительным эмоциональным зарядом, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

• поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

• растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

• разминание - смещение тканей с захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;

• вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная. [3]

Польза самомассажа для организма ребенка бесспорна. Обучаясь самомассажу, воспитанники познают себя, накапливают и обогащают двигательный опыт и знакомятся с элементарными приемами самопомощи. Проводя массаж в паре (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, дошкольники учатся понимать другого человека, задумываться о последствиях своих действий, устанавливают или развивают добрые отношения, учатся доверять и помогать друг другу.

Таким образом, использование самомассажа в физкультурно-оздоровительной работе, является одним из эффективных путей оздоровления и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного образования.

Литература:

1. Зимонина, В. Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада: в 2 ч. Ч. 2. [Текст] / В. Н. Зимонина. - М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 240 с.

2. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада [Текст] / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 384 с.

3. Красикова, И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от 3 до 7 лет [Текст] / И. С. Красикова. – СПб. : КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336 с.

Публикации по теме:

Рисование песком как один из нетрадиционных способов развития творчества и художественных способностей у дошкольников Цель: Познакомить педагогов с опытом использования нетрадиционной техники рисования песком. Задачи: Расширить знания педагогов о нетрадиционных.

Игровой самомассажИгровой самомассаж .

Форирование математических представлений у дошкольника как один из способов развития социально личностных качеств ребенка Усилия педагогов и родителей в дошкольном возрасте сосредоточены на формирование гармонично развитой личности ребенка. Воздействие должно.

Конспект НОД по физкультуре «Самомассаж» Тема "Самомассаж" Цель: Учить детей любить себя, свое тело, свой организм. Формировать представление о строении человека. Предварительная.

План самообразования «Закаливание — один из способов оздоровления детей» План самообразования инструктора по физ. воспитанию Билентьевой Н. И. на 2016 -2017 учебный год. Тема : «Закаливание – один из способов.

Самомассаж языка Пустовалова Оксана Сергеевна учитель-логопед МБОУ «Большеморецкая СШ им. А. И. Кострикина» (структурное подразделение-детский сад) Самомассаж.

Самомассаж по Т. А. Куликовской Самомассаж по Т. А. Куликовской «Солнышко проснулось…» Ладошка – это солнышко, А пальчики – лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем.

Самомассаж с грецким орехом .

Сценарий семейного праздника «Один в один» для разновозрастной группы Семейный праздник «Один в один» Цель праздника: Формирование представлений детей о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье, семейные.

Смысловой перевод как один из способов обучения башкирскому языку Чтобы насытить ребенка, мало дать ему каши, важнее научить его готовить эту самую кашу. Настоящий учитель всегда должен уметь ориентироваться:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самомассаж как один из способов здоровьесбережения
Опубликовано: 9 января 2017 в 07:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД