Получи документы

Самоподготовка — этап процесса обучения, формирующий навыки самостоятельности, развития познавательных способностей

Татьяна Прохорова
Самоподготовка — этап процесса обучения, формирующий навыки самостоятельности, развития познавательных способностей

Доклад на совещание при директоре

«Самоподготовка - важный этап процесса обучения, формирующий у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развития познавательных способностей»

Подготовила:

Ходжаева Т. В.

Ноябрь, 2022г.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качества урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся.

Публикация «Самоподготовка — этап процесса обучения, формирующий навыки самостоятельности, развития познавательных способностей» размещена в разделах

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Нарушения познавательной деятельности, свойственны этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность? Опыт работы с детьми, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.

Хочется отметить, что результат самоподготовки зависит :

1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

2. От организации самоподготовки воспитателем.

Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Воспитатель должен стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации.

Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками:

обеспечить глубокие прочные знания программного материала,

развивать познавательные способности,

формирование положительной мотивации к учению,

обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями,

умению адекватно оценивать свои возможности,

работать с книгой, справочной и другой литературой,

формирование культуры учебного труда.

Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные:

Индивидуальные: контроль, самоконтроль/ самопроверка, помощь воспитателя;

Групповые: взаимопроверка, доверие, моделирование ситуаций успеха.

Для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные формы, методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них.

На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса :

1. Развитие и стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

2. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности (общие физ. минутки, физ. минутки для глаз, разминки и т. д.).

3. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях школы-интерната, выделяю основные структурные элементы:

1. Организация начала самоподготовки (подготовка рабочего места, подведение итогов рабочего дня, психологический настрой обучающихся на работу, создать положительный эмоциональный настрой на самом начальном этапе самоподготовки). Обучающиеся под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

2. Пятиминутка (краткое сообщение новостей города, области, страны и т. д.)

3. Основная часть. Самостоятельная работа обучающихся. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Проверка. В старших классах проверку можно проводить после выполнения всего задания. Можно использовать такие приемы работы как самопроверка и взаимопроверка.

4. Физ. минутка, гимнастика для глаз.

5. Итог (наведение порядка на своих рабочих местах).

Организация начала самоподготовки : Задача которого – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологически настроить обучающихся на работу, создать положительный эмоциональный настрой на самом начальном этапе самоподготовки.

Озвучивается расписание уроков на следующий день.

Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам.

Выполнение домашнего задания в старших классах:

Русский язык: предлагается выучить или повторить правило, опрос правил с приведением примеров.

Воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца. Вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?» Объяснить индивидуально.

Математика: предлагается выучить или повторить правило/теорему, опрос правила.

Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.

Воспитатель контролирует работу детей и проводит индивидуальную работу со слабыми учащимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).

Литература, география, история, биология, химия и т. д. : предлагается выучить самостоятельно, затем сильные проверяют средних учащихся (взаимопроверка, слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

Обычно самоподготовку я начинаю с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь– в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

Активно использую методы: самопроверки и взаимопроверки (очень нравится детям). Полезно учить детей некоторым способам самопроверки : обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам; попробуй оценить свои знания. Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия. Делаю акцент в начале самоподготовки, что сегодня доверяю самостоятельно подготовить уроки на следующий день одному из детей, я ему доверяю, надеюсь на получение им хороших оценок. Ребенок старается оправдать доверие. Данный метод очень хорошо мотивирует Алфимова Валерия. Мальчик стремится оправдать доверие и всегда получает хорошие отметки. С Гонтаревым Виктором к сожалению данный метод не работает.

Рабочий шум вполне допустим в классе, и не мешает плодотворной работе ребят. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Во время работы стараюсь создать ситуацию успеха и хвалю за самые незначительные достижения. У ребят много существенных различий в устойчивости внимания, темпе деятельности, быстроте вхождения в работу. Не требую выполнения задания за строго отведённое время, учитываю индивидуальные особенности воспитанников. В то же время, стараюсь регламентировать выполнение письменных заданий для ряда учащихся, что дисциплинирует их, активизирует мыслительную деятельность, приучает к рациональному использованию времени, формирует потребность и способность своевременно выполнить задание.

Физминутка общая и для глаз необходима для профилактики общего утомления ребёнка и утомления глаз, как следствие, - потере интереса к деятельности. Так же проводится физ. минутка/гимнастика для рук, что весьма актуально для брайлистов.

Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.

В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Дети, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание более слабых одноклассников. Такая форма развивает познавательные способности обучающихся.

В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности:

• коллективная деятельность;

самостоятельная деятельность;

• привлекать ребят, хорошо выполнивших домашнее задание на роль консультантов – помощников и для проверки выполненного задания у других учащихся.

• При чтении домашнего задания домашнего текста можно использовать работу в парах.

Воспитатель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки : индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т. д., т. е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Методы проверки выполнения домашнего задания:

1. Просмотр письменного задания.

2. Устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем.

3. Игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

Подведение итогов самоподготовки :

1. Анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

2. Демонстрация лучших тетрадей

Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.

Воспитатель на самоподготовке :

1. Готовясь к занятиям самоподготовки воспитатель намечает на кого из детей обратить особое внимание, и в каком отношении.

2. Узнает какие требования учитель предъявляет к ведению тетрадей и подготовке домашнего задания, чтобы соблюдать единый подход. Взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки.

3. Учит детей правильному процессу понимания :

а) запомнить главное,

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей,

в) правильно формулировать свои мысли.

4. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем. 5. Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей.

6. При сниженной рабочей активности проводит физкультминутку.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в классе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность.

Требования к проведению физкультминуток:

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8-14 минута занятия, в зависимости от возраста детей, вида деятельности и сложности учебного материала.

Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны, просты в своем выполнении.

Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.

Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

Во время проведения физкультминуток ребята могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Виды физкультминуток:

• упражнения для снятия общего или локального утомления;

• упражнения для кистей рук;

• гимнастика для глаз;

• упражнения, корректирующие осанку;

• дыхательная гимнастика.

Правила, которые должен знать воспитатель при проведении самоподготовки :

1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку, т. к. незнание методики предмета может навредить ребенку. Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом учителя, т. к. самоподготовка направлена на закрепление материала.

2. Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.

Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со всем классом, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т. д. Мы помогаем таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако обучающийся должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проявил максимум активности, то есть, чтобы он сам догадался, как исправить ту или иную ошибку, или как правильно написать слово. А если он с этим справится, очень важно подчеркнуть и подбодрить. Это вселит в него веру в свои силы, вызовет стремление самостоятельно выполнять домашнее задание.

Если ребенок допустил ошибку, нужно натолкнуть его на правильный ответ.

С 5-го класса дети уже должны уметь планировать свою работу во времени, правильно его распределять и экономно использовать.

Во время самоподготовки главная задача воспитателя - дать детям

возможность работать самостоятельно.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки.

На каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о работе класса, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ребята, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов и форм много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для детей самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

Я считаю – если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоподготовка — этап процесса обучения, формирующий навыки самостоятельности, развития познавательных способностей
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 18:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД