Папки-передвижки

Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием пособия «Прозрачный мольберт»

Алеся Макаренко
Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием пособия «Прозрачный мольберт»
▼ Скачать + Заказать документы

Сборник игр и упражнений по развитию речи.

Дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумений обозначать в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления.

Предложенные в пособии игры помогут сформировать понимание пространственных терминов и умение самостоятельно пользоваться ими.

Публикация «Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием пособия „Прозрачный мольберт“» размещена в разделах

Сборник адресован учителям – логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Существенную роль в развитии пространственных функций играет речь. Ребенок начинает различать и обозначать, сначала пассивно за словами взрослого, а потом и активно обозначать различные пространственные отношения.

Опираясь на тот факт, что дошкольный возраст – это возраст игры, весь дидактический материал представлен в виде игр. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф. Фребель, Д. Дьюи, О. Декроли и др., так и отечественные педагоги (Блонский П. П., Венгер Л. А., Михайлова З. А., Сикорский И. А., Тихеева Е. И., Семенова К. Т., Махмудова Н. М., Левченко И. Ю., Приходько О. Г. и многие другие). Авторами было выявлено, что дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием прозрачного мольберта проводится поэтапно на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различными специалистами, использующими в своей деятельностиигры и упражнения по развитию зрительно-пространственных представлений. Применение описанных ниже игр с универсальным пособием позволяет улучшить зрительно-моторные функции, развить зрительно-пространственное восприятие, что обуславливает развитие речи.

Предлагаемые логопедические игры и упражнения способствуют расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Развитие пространственных представлений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством прозрачного мольберта

Сборник дидактических игр

Игра «Назови соседей». Для этого используется прозрачный мольберт, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т. п.

Игра» Летающий шарик». На прозрачном мольберте взрослый предлагает ребенку найти середину (центр) мольберта и нарисовать шарик. Далее ему дают задание: «Шарик летит вверх – прочерти дорожку и нарисуй шарик вверху».

Аналогично с ребенком отрабатывают положения внизу, слева и справа.

Затем шарик летит в верхний левый угол, верхний правый угол и т. д.

В следующий раз ребенка просят нарисовать бабочку, листочек и по инструкции сделать то же самое.

После этого можно перейти к более сложному рисунку. «Нарисуй внизу травку, в левом нижнем углу – грибок; вверху – облака, в верхнем правом углу – солнышко». Выполнение 2-х-3-х ступенчатых инструкций.

Для детей с тяжелыми формами церебрального паралича можно использовать другой вариант. Вместо шарика предлагается силиконовая присоска. Упражнение «ловкая присоска».

Игра «Лабиринт Гарри Поттера».

Взрослый предлагает ребёнку обратить внимание на прозрачный мольберт, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: взрослый этот же маршрут нарисовал маркером на другой створке мольберта, сложив её на свою створку, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант».

Перед детьми прозрачный мольберт и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у взрослого заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем взрослого) выполняет работу на прозрачном мольберте, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед ребёнком (детьми) мольберт и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу мольберта – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.

Вариант 2. Взрослый начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Укрась ёлку».

Цель: ввести в активный словарь ребенка таких слов, как «наверх», «снизу», «справа», «слева», «в центре», «посередине». Учить детей составлять развернутые фразы с заданным словом. Вариант 1. У каждого ребёнка на прозрачном мольберте нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции взрослого и сопровождают свои действия речью.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки на мольберте и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Игра «Жила-была бабочка»

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентации, формирование фиксация взора на предмете и зрительно-моторной координации.

Ход игры: Педагог и ребенок сидят по разные стороны прозрачного мольберта, на котором приклеены изображения цветов и птичек на разной высоте. Педагог рассказывает сказку о бабочке, которая, перелетая с цветка на цветок, собирала с них нектар, но этому мешали птички, которые хотели ее поймать. При этом педагог передвигает светящееся изображение бабочки с различной скоростью, попадая то на цветок, то на птичку. Ребенка просят словесно или жестами предупредить бабочку об опасности, если она приблизилась к птичке.

Игра. «Ежик ищет яблоки» (лабиринт)

Цель: формирование понятий «вверх», «вниз», «выше», «ниже», «направо», «налево»., развитие зрительно-пространственной ориентации на плоскости.

Ход игры: На прозрачный мольберт помещается лабиринт. Сначала ребенок помогает ежикам найти в лабиринте путь к яблокам, проводя дорожку пальчиком. Затем он рисует ее маркером и исправляет ошибки, если они есть, потом обводит маркером другого цвета, диктуя ежикам команды: вверх, вниз, выше, ниже, направо, налево.

Другой вариант представляет собой упражнение в группе, когда один составляет лабиринт, а другой (другие) выполняют.

игра. Освоение мольберта в клетку.

Мольберт (поле) в клетку для игры «Шагай туда, скажу куда»

Цель: Развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентации на плоской поверхности, формирование сенсомоторных навыков.

В мольберт помещается сетка в клетку. Ребенку предлагают найти середину и обвести (отметить) одну клеточку. Потом он обводит клеточку в середине, в верхней, нижней, левой, правой части листа, а затем в левом верхнем уголке и т. д.

Затем отрабатываются движения в разных направлениях. Сначала «сажаем морковку» – проводим линии от заданных точек на 1, 2 и т. д. клетки вниз. Затем «выращиваем цветы» – линии от точек вверх, далее «забиваем гвоздики» – линии направо и налево.

После этого учимся обозначать длину пути и направление движения: ставим число и соответствующую стрелку. Предлагаем прочитать запись: «2>, то есть две клетки направо» и т. д. Данная игра подготовит детей к выполнению графического диктанта.

Игра «Узнай и допиши букву».

Работа с буквами способствует развитию зрительно-пространственных функций и предупреждению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии). С этой целью используется конструирование букв из элементов. Внимание ребенка обращают на то, какие буквы можно построить из палочек, а для каких нужны округлые элементы. Самые простые буквы складываются из палочек разного размера, и с самого начала для профилактики зеркальных ошибок важно фиксировать пространственное расположение буквы в целом и ее элементов. Не вызывают трудностей симметричные буквы: «А», «Д», «Ж», «Л», «М», «Н», «О», «П», «Т», «Ф», «Х», «Ш». Зеркальные ошибки (справа – слева) встречаются в 11 буквах, которые смотрят направо: «Б», «В», «Г», «Е», «К», «Р», «С», «Ь», «Ы», «Ъ», «Ю», и в 5 буквах, которые смотрят налево: «З», «У», «Ч», «Э», «Я», а также в букве «И».

Взрослый помещает в мольберт задание, на котором изображены буквы с недостающими элементами. Ребенок вместе со взрослым приходит к выводу, что в этом наборе у букв не хватает левых частей. Далее он выбирает любимый цветной маркер (краску) и, разгадывая букву за буквой, дорисовывает недостающие элементы и читает все «зашифрованное»слово.

Вариант 2 на материале цифр. Дописывая недостающий элемент цифр ребенок разгадывает код.

Заключение.

В ходе коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в МБДОУ компенсирующего вида №35 «Лесная сказка» успешно используется пособие «Прозрачный мольберт».

Применение логопедических игр с этим универсальным пособием способствует достижению высоких результатов в развитии пространственной ориентировки.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 6–7 лет» Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно.

Перспективный план работы по развитию пространственной ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения Сентябрь 1-я неделя 2-неделя Обследование Обследование 3-я неделя Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на.

Автор публикации:
Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием пособия «Прозрачный мольберт»
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 11:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием пособия «Прозрачный мольберт»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Макаренко (УИ 106340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД