Лучший педагог года

Сценарий досуга «Путешествие в Древнюю Русь» для старшего возраста

Юлия Ванчаева
Сценарий досуга «Путешествие в Древнюю Русь» для старшего возраста

Цель:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

5. Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

Публикация «Сценарий досуга „Путешествие в Древнюю Русь“ для старшего возраста» размещена в разделах

6. Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.

7. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Оборудование:

Часы времени, музыкальные инструменты русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, мечи для богатырей,, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Театрализованные костюмы для Бабы Яги конструктор для постройки Царь – града.

каравай! -O-?

Предварительная работа:

Чтение книг: З. В. Левицкая “История Отечества для детей”, И. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова “Моя страна Россия”, А. В. Смирнов “Сказы края Московского”, Н. И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги В. Степанова “Моя родина - Россия”, И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками.

Оформление альбома “Мой край родной”.

Ход праздника:

Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.

Бабушка Маланья: (просит детей посмотреть налево, где виднеется “Древняя Русь”) Детушки, посмотрите, там, в дальнем– далике виднеется Древняя Русь. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Бабушка Маланья: Но прежде чем отправиться в дальний путь, давайте послушаем замечательное стихотворение о нашей Родине.

Ребенок: Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин.

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю, глубоко пронимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним великим словом - Русь!

Ребё нок:

За ясные зори, умытые росами

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией.

Ребё нок:

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей!

Ребё нок:

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Песня "Росиночка-Россия"

Бабушка – Маланья: А сейчас мы с вами переведем часы на несколько веков назад, чтобы попасть в Древнюю Русь.

Переводят часы, закрывают глаза.

Бабушка – Маланья: Итак, Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Бабушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Бабушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Бабушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим, что за сундук тут стоит, что в нем (показывает) а в нем одежда сарафаны. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

Бабушка Маланья: Правильно, славяне. А давайте посмотрим, что же носили славяне (Дети одевают одежду, наряжаются.)Давайте рассмотрим эту одежду, на чем ее изготавливали (рассматривают иллюстрации на слайдах)

В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Дунай.

Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Бабушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Как вы думаете, чем занимались мужчины, например, одна из профессий Кузнец. (слайды).А женщины- рукоделие (Слайды).

Оркестр народных инструментов.

Бабушка Маланья: Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, кто защищал земли Славян?

Дети: Богатыри.

Бабушка Маланья: Правильно, а каких вы богатырей знаете (картинки на слайдах)

Дети: Самый сильный богатырь земли русской Илья Муромец.

Бабушка Маланья: Правильно, богатырь Илья Муромец. Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка.

Бабушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

Бабушка Маланья: Как выглядели богатыри? На чем ездили?

Дети: Богатыри были сильными, высокими, рослыми, крепкими и кони у них были, как и они богатырские.

Бабушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – бармица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.

Бабушка Маланья: Расскажите мне ребятушки об оружие богатырей.

Дети: У богатырей были: копья, булавы, мечи, лук и для него в колчане стрелы.

Бабушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

( на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

Танец "Богатырская сила"

Бабушка Маланья: отправляемся дальше. Давайте посмотрим,куда же мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли к Мировому Древу.

Бабушка Маланья: Кто из вас знает, что такое Мировое Древо?

Дети: Мировое Древо – это самый большой и красивый дуб. Ветви его простираются над миром и поднимаются высоко в небо, а корни уходят глубоко в землю.

Бабушка Маланья: Почему его назвали Мировым Древом?

Дети: На Мировом Древе все жили в мире и согласии.

Бабушка Маланья: Дети, древние мастера и художники оставили нам богатое наследство. Они запечатлели на своих полотнах замечательные образы святых, людей, животных, деревьев. Но есть там одно особое дерево, Мировое Древо. Правильно вы о нем рассказали. Корни его уходят глубоко в землю, а могучие ветви достигают небес. По древнему преданию живут там все боги, святые, звери, птицы и люди в мире и согласии. Давайте и мы создадим такое Древо.

(Дети берут по одной картинке, рассказывают о ней и помещают на Древо)

Бабушка Маланья. Детушки, совершая это путешествие, вы все очень устали. Зайдем на лужайку, что находится перед нами, и посмотрим, чем еще занимались наши предки?

(Слайды игры хороводы).

Хоровод "Весна"

Игра "Перепрыгни костер"(по одному и парами)

Бабушка Маланья: Очень любили славяне сочинять сказки. Глянет наш предок в небо и захочется ему полетать, как птица, чтобы все страны увидеть. Для этого, он придумал ковер – самолет, захочется ему быстро пробежаться по лугам заливным и придумает сапоги – скороходы. Много в сказках и были, и небылиц. Но почти во всех найдется маленькая избушка на курьих ножках. Там живет…

Дети: Баба – Яга.

Бабушка – Маланья: Правильно, Баба – Яга. Лучше Бабы – Яги стражника и придумать трудно. И хоть слово “ягаться” у наших предков означало кричать, ругаться, но в русских народных сказках с Бабой – Ягой всегда можно было договориться. Перед словом ласковым даже Яга человеком становится и всегда во всем готова помочь.

(под музыку появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Пролетала я мимо и услышала, как вы тут про меня говорите. Я, и правда, хорошая. Это про меня специально придумали, что я злая, коварная, чтобы пугать детей. А вы меня не боитесь?

Дети: Нет.

Баба – Яга: Я тоже знаю много сказок и былин. Но в последнее время увлеклась отгадыванием кроссвордов. А вы хотите отгадать мои кроссворды?

Дети: Да.

(Баба – Яга загадывает загадки, а дети по первым буквам отгадок составляют слово – Россия).

Баба – Яга: Вот какие вы молодцы! Все умеете: и загадки отгадывать, и слова составлять. Какое замечательное слово составили – Россия! А пословицы про Русь знаете? Расскажите мне их.

Дети называют пословицы: “Нет земли краше, чем Россия наша”. “Кто за Родину горой – тот истинный герой”. “Чужбина – калина, родина - малина”. “Жить – Родине служить”. “Береги землю любимую, как мать родимую”.

Баба – Яга: Молодцы! Много пословиц назвали.

А я хочу с вами поиграть.

Игра с "бабой -Ягой"

Баба – Яга :А знаете, куда я хотела попасть? Хотела Царь – град посмотреть, но забыла “старая”, что этого града давно уже нет.

Бабушка Маланья: Как это так нет! А мы очень хотели завершить свое путешествие по Древней Руси в этом старинном красивом граде и вернуться обратно. Ну ладно, Баба – Яга не переживай, сейчас наши дети построят Царь – град. У нас есть настоящие зодчие. А чертеж у тебя есть?

Баба – Яга: (ищет в карманах и находит чертеж). Вот смотрите, нашла. Я пролетала мимо, когда строился этот город, и сделала наброски.

(Дети собирают Царь – град по чертежу, Баба – Яга хвалит их в конце строительства).

Баба – Яга: Какие вы дети умницы, как постарались, настоящие мастера! А за это я вас угощу напитком по древнему рецепту. Как он вкусно пахнет! Я смешала молока, немного сахара, добавила немного свежей малины и взбила все. Мне очень нравится такой напиток. А еще для вас я в печке блинов напекла. Вы, детушки, знаете, что такое блины?

Дети: Блины – это древнее русское блюдо.

Баба – Яга: Правильно, блины одно из древних блюд русской кухни. Слово “блин” происходит от слова “молоть”. “Млин” означает изделие из “намеленного” или мучное изделие. Блины на Руси пеклись круглые, словно солнышко. Вот и возьмите мои угощения с собой, подкрепитесь, когда вернетесь, так как путь – дороженька вам предстоит обратно длинная.

(Баба – Яга прощается с детьми).

Бабушка Маланья: Вот и закончилось наше путешествие в историю Древней Руси. Вы увидели, как хранили Русь – матушку для нас с вами наши предки и мы давайте будем заботиться, беречь её для наших потомков. Давайте отправляться обратно и переведем часы.

Переводят ЧАСЫ

Танец"Топни ножка моя"

Дети поют песню “Песня о Родине” (слова И. Лейне и В. Рысай, музыка В. Алексеева).

Бабушка Маланья и дети прощаются с гостями и уходят

Публикации по теме:

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зима. Движение. Здоровье»Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зима. Движение. Здоровье» Задачи: повысить интерес к физической культуре, продолжать знакомить с зимними забавами. В игровой форме развивать основные физические.

Сценарий вечера-досуга «Летние именины» для родителей и детей старшего дошкольного возрастаСценарий вечера-досуга «Летние именины» для родителей и детей старшего дошкольного возраста День именинника. Цель: обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка, воспитывать интерес к народному музыкальному творчеству. Звучит.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!» Цель.

Сценарий досуга ко Дню матери «Пусть всегда будет мама!» с детьми старшего дошкольного возрастаСценарий досуга ко Дню матери «Пусть всегда будет мама!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создать радостное, праздничное настроение детям и маме; обобщить знания детей о международном празднике Дне Матери, о маме - самом.

Сценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНРСценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Цель: использование игр и игровых упражнений на развитие координации движений в крупных мышечных группах, для детей с ТНР. Задачи: Обучающие:.

Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!» Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраст "Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая!" Автор-составитель: музыкальный.

Сценарий игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «Лекарство для мамы»Сценарий игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «Лекарство для мамы» Цель: создать условия для свободного проявления эмоций и чувств в игровой деятельности. Задачи: • способствовать самовыражению и удовлетворения.

Сценарий спортивного досуга, посвященного Дню народного единства, для детей старшего дошкольного возрастаСценарий спортивного досуга, посвященного Дню народного единства, для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщение детей к ЗОЖ, толерантности. Задачи: Развивающие: развивать у детей координацию движений, выносливость, быстроту реакции,.

Сценарий зимнего физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возрастаСценарий зимнего физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста Досуг проводится в зале. Под весёлую музыку дети входят в зал. Ведущий – Ну-ка, ребятки, Отгадайте загадку: «После осени пришла. И сугробы.

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Цель: обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего досуга; предоставить возможность применить двигательные навыки и умения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга «Путешествие в Древнюю Русь» для старшего возраста
Опубликовано: 21 марта 2023 в 07:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД