Папки-передвижки

Сценарий методического объединения «Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками»

Оксана Миляхова
Сценарий методического объединения «Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Заседание методического объединения по теме

«Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками».

Цель: освоение социо-игровых технологий.

Задачи:

1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо - игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

2. Обучить приемам социо-игровой технологии;

3. Вызвать у педагогов интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

Публикация «Сценарий методического объединения „Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Повестка дня:

1. Актуальность применения технологии.

2. Содержание социо-игровой технологии.

3. Классификация игр социо-игровой технологии.

4. Практическая часть.

5. Подготовка к открытым интегрированным занятиям по теме «Домашние животные» для детей подготовительной группы с применением социо-игровой технологии.

1. Актуальность применения технологии :

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Современному педагогу необходимо наличие нового взгляда на ребёнка как насубъекта воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Существует множество педагогических концепций и технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода к образованию детей, основной лозунг которого: «В своей деятельности с детьми всегда идти от их возможностей!». Важно применять в работе технологии, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем; способствующие реализации потребности детей в движении, сохранению их физического и психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников. Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, представлена Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой технологии.

(2-ой слайд)

2. Содержание социо-игровой технологии :

3-ий слайд:

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988г. По замыслу авторов, первая часть «социо» – означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии – через дефис; вторая часть «игровой»подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

4-й слайд:

Сущность социо-игрового стиляего основатели определили формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

5-й слайд:

«Золотые правила» социо-игровой технологии :

Работа малыми группами (в младшем возрасте – 2-3 чел., в старшем – по 5-6 детей).

В малых группах каждый ребёнок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребёнок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.

Помимо этого, шестёрки часто делятся на две тройки или три пары – такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь на точке зрения лидера.

За время НОД состав групп может меняться несколько раз. Это приводит к тому, что дистанция между разными детьми уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, сравнивают себя с другими и утверждаются в своих возможностях и способностях.

Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договариваться. Варианты могут быть различны:

-по цвету волос, глаз, одежды;

-что бы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет;

- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и поэтому «одинаковому» объединится в тройки;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пешком и. т. д.

• Смена лидерства.

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность в группе, а мнение всей группы выражает капитан команды (лидер). Лидера выбирают сами дети, и он должен постоянно меняться.

• Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.

Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

• Смена темпа и ритма.

Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет своё начало и конец и требует определённой сосредоточенности.

• Интеграция всех видов деятельности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям и способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

• Ориентация на принцип полифонии «133 зайца».

В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Таким образом, используя «золотые правила» социо-игровой педагогики, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию. У них развивается речевое взаимодействие, формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам: они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?

1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).

2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.

3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом, то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.

Социо-игровую технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это объединяет детей общим делом и приводит к общему результату, при этом каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью коллектива.

6-й слайд:

3. Классификация игр социо-игровой технологии.

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр.

• Игры для рабочего настроя.

Цель: сплочение детского коллектива, создание атмосферы раскрепощённости и успеха в предстоящей деятельности. Основная задача взрослого – пробудить интерес детей друг к другу, обеспечить дружескую атмосферу и участие каждого ребёнка.

• Игры-разминки (разрядки).

Задачи: разрядка трудоёмкой и затянувшейся работы или ожидания, снятие усталости, переход от одного вида деятельности к другому. Общее для игр данной группы – всеобщая доступность, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы, игры в парах, парные и групповые упражнения на формирование навыков совместной деятельности.

• Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом. Используются в процессе усвоения или закрепления материала.

• Игры творческого самоутверждения.

При выполнении данных игр учитывается художественно-исполнительский результат деятельности.

• Игры вольные.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения.

4. Практическая часть.

Ведущий:А теперь я Вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии.

1)Игры для рабочего настроя :

Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра «Выйди в круг» будет вводная, направленная на создание рабочего настроя. Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, шаг вперёд должны сделать столько человек, какое число прозвучит. Шаг назад можно будет сделать после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание нужно молча, ориентируясь только на действия друг друга.

Или

Игра «Назови ласково».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Ход: Педагог называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, все повторяют.

После того, как педагоги настроятся на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды.

2) Игры-разминки: физминутка.

Деление на команды:

Каждый по порядку выполняет определенное словом движение: топнул – хлопнул – покружился – поздоровался. По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову.

Игра «Пузырьки»

Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.

Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, педагоги берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения.

3)Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

Предлагается всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.

Игра – упражнение «Ласковый мелок» :

Ведущий: Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.

Педагог мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца на спине одного из участников методического объединения.

Педагог. Понятно, как надо рисовать? Тогда разделимся на пары. Один из пары поворачивается спиной, а другой рисует солнышко: сначала круг, затем лучики. Помните, что наш мелок – волшебный и рисовать им надо аккуратно и нежно.

Затем педагоги меняются ролями. По окончании игры, ведущий показывает, как нежным движением руки «стереть» все, что нарисовано, при этом слегка массируя спину.

4)Игры творческого самоутверждения.

Деление на команды (2-ой раз).

Игра «Изобрази профессию» (творческого самоутверждения) - играющие изображают действия, характерные определённой профессии. Участники игры называют профессию (шофёр, врач, повар, балерина).

Игра «Доброе животное»

Цель: Развитие чувства единства.

Ход: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.

5)Игры вольные.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Педагоги разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек, и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

Рефлексия:

А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции детей?

– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?

– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике социо-игровых технологий?

Большое спасибо за Ваше понимание.

- Просмотр видеоклипа «Мир ребёнка».

5. Обсуждение предложенного конспекта НОД для детей подготовительной группы с использованием социо-игровых технологий.

Решение:

1. Воспитателям подготовительных групп провести интегрированные занятия с использованием социо-игровых технологий.

2. Всем педагогам использовать социо-игровые технологии в работе с дошкольниками.

Приложение:

1. Презентация к выступлению.

Список литературы:

1. А. Б. Павлова, В. С. Ситница. Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе. – Справочник педагога-психолога ДОУ, № 5, 2015.

2. Е. М. Запивахина. Социо-игровые технологии в работе с дошкольниками. – Воспитатель ДОУ, № 5, 2015.

3. Л. Ю. Лушникова. Социо-игровые технологии. Практикум.

4. Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - 221 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в хореографии Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных.

Конспект НОД по ознакомлению с природой с использованием социо — игровых технологий (средняя группа) Цель: уточнение и расширение представлений детей о жизни птиц зимой. Задачи: - способствовать расширению представлений детей о птицах;.

Конспект учебной деятельности с детьми подготовительной группы «Зимующие птицы» с использованием социо-игровых технологий. НОД с детьми подготовительной группы по теме «Зимующие птицы» с использованием социо-игровых технологий. Задачи: - Закрепить представления.

НОД с элементами социо — игровых технологий. Тема «Фрукты». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Отчёт о работе окружного методического объединения воспитателей за 2016–2017 учебный год. Часть I. Работа КОМО в 2016- 2017 учебном году была направлена на современные технологии и методики в образовательном процессе педагогов ДОУ в условиях.

Отчёт о работе окружного методического объединения воспитателей за 2016–2017 учебный год. Часть II Отчёт о работе Кагальницкого окружного методического объединения воспитателей за 2016–2017 учебный год. Часть II. 21 декабря прошёл семинар.

Отчёт о работе окружного методического объединения воспитателей за 2016–2017 учебный год. Часть III Отчёт о работе Кагальницкого окружного методического объединения воспитателей за 2016–2017 учебный год. Часть III. Также на уровне КОМО.

Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» Содержание : 1. Определение «Здоровьесберегающие технологии»….3 2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий методического объединения «Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 31 июля 2017 в 12:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий методического объединения «Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Миляхова (УИ 46872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД