Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Елена Скоробогатова
Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание :

1. Определение «Здоровьесберегающие технологии»….3

2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками (из опыта работы педагога…4

3. Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике переутомления зрительного аппарата….4

4. Список используемой литературы…. 7

Публикация «Сообщение из опыта работы „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Всемирная Организация Здравоохранения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий :

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

Сегодня я хотела бы поделиться своими наработками в вопросе использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

Ежедневно, а точнее каждое утро я провожу с ребятами утреннюю гимнастику. Комплексы утренней гимнастики я стараюсь подбирать интересные, разнообразные, чередовать гимнастику с предметами и без них. В каждом комплексе я использую несколько упражнений дыхательной гимнастики.

В утренние и вечерние отрезки времени я провожу артикуляционную, дыхательную, зрительную гимнастики, комплексы которых подобраны и оформлены в картотеку.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности по различным образовательным областям я использую физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры и упражнения.

В непосредственно- образовательную деятельность по физическому развитию я включаю элементы игрового стретчинга с детьми. Стретчинг- это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий. Например: я предлагаю детям превратиться в кошку. Дети принимают позу кошки, «кошка увидела собаку и испугалась»(дети выгибают спину, «кошка нежится на солнышке» (дети прогибают спину). Также такие упражнения по игровому стретчингу я включаю в сюжетно- ролевые игры (например, «Путешествие в зоопарк», «Поездка в лес»)

После дневного сна ежедневно проводится гимнастика пробуждения, способствующая бодрому настроению детей. В ходе гимнастики пробуждения использую элементы самомассажа, босохождение.

Особое внимание в своем выступлении мне хотелось бы уделить такому направлению здоровьесбережения в детском саду, как профилактика переутомления зрительного аппарата дошкольников.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

-регулярность проведения;

-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

-сочетание с двигательной активностью;

-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми, т. к. она снимает зрительное напряжение. Т. е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазах; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т. е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на их профилактику и снятие зрительного утомления.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Одним из примеров гимнастики для глаз является «пальминг».

«Пальминг»- от английского слова «palm»- «ладонь».

ПАЛЬМИНГ.

Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

«Удивились»

Упражнение для бровей:

у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.

«Письмо носом»

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз.

«Филин».

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

Использую в своей работе зрительную гимнастику в стихах:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

В своей работе я использую элементы методики В. Ф. Базарного.

Базарный Владимир Филиппович – русский ученый, врач и педагог-новатор. На базе его лаборатории была разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Им был разработан офтальмологический тренажер: схема универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.

В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная координация.

"Диаграмма" для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь какого- либо сказочного героя, например смешарика Кроша, прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используют для закрепления пространственных представлений: вверх - вниз, вправо - влево.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.

Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Так же использую упражнения с флажками: например, дети берут в руки флажок и по сигналу воспитателя отводят его вправо, влево, вверх, вниз и прослеживают путь флажка глазами.

Таким образом, использование разнообразных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

Список используемой литературы :

1. Архипова Л. К.

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их при менения в ДОУ» (сайт ГБДОУ «Детский сад №40» Кировского района Санкт- Петербурга)

2. Лысогорская М. В., Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ : Модели программ, рекомендации, разработки занятий»

3. Интернет- ресурсы МААМ. ru, NSPORTAL. ru

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Использование Информационно-коммуникативных технологий в ДОУ (из опыта работы) Наша жизнь не стоит на месте. В стремительно развивающемся мире приходится нам подстраиваться под запросы общества. Все мы понимаем, что.

Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС.Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС. Использование и применение инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Калинина Е. В. Воспитатель МБДОУ "Детский сад №20" г. Арзамаса.

Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе» Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе» Цель мастер – класса: Повышение профессиональной.

Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Базовая технология:.

Сообщение из опыта работы по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОО» Сообщение из опыта работы по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ» Составила: А. А. Забродина Ф 24th, 2016 Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 17 июня 2017 в 19:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Скоробогатова (УИ 382719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД