Яна Власова
Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию «У моря» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию
Тема: «У моря»
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;
Публикация «Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию „У моря“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- развивать связную речь;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе;
- формировать физические качества;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к воде;
- различать по внешнему виду и называть некоторых морских обитателей.
Методические приемы: беседа, вопросы и ответы, объяснения, сюрпризный момент.
Форма проведения: подгрупповая. Совместная деятельность воспитателя с детьми (опытно-экспериментальная деятельность).
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбки».
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Демонстрационный материал: ТСО – аудиозапись «Шум моря», столы с оборудованием для проведения опытов, макет моря и морских обитателей, фонарь.
Ход НОД:
1. Организационный момент (дети и воспитатель заходят в зал и встают в круг)
Воспитатель:
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Дети, а вы слышите что это?
(Воспитатель включает CD-проигрователь с записью мелодии «Шум моря»)
Дети: (Слушают мелодию).
Воспитатель: Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили?
Дети: Море, шум моря.
Воспитатель: Правильно, это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся к морю. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь, друзья!
Идем к морю
Упражнение на развитие дыхания.
Воспитатель: Ребята, давайте посидим на берегу моря. Подышим морским воздухом (дети вдыхают- дыхательная гимнастика). Нам здесь хорошо и спокойно.
(из моря появляется золотая рыбка)
Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я - «золотая рыбка». Живу в море. С моими подружками-рыбками мы очень любим играть. Давайте и с вами поиграем.
Игра на развитие артикуляционного аппарата «Рыбка»
Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнение несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.
Рыбка плавает, играет.
Рыбка ротик открывает.
Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.
Рыбка в ротике живет.
Никогда не устает.
Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.
Очень любит чистоту
В домике своем – во рту.
Открывать и закрывать рот. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.
Двери шире открывает:
Воздух свежий запускает.
И пока все убирает
Домик свой не запирает.
Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.
Кто же тут, а кто же там?
Она глядит по сторонам.
Как хорошо ребята, что вы пришли. Нам нужна ваша помощь. В море накопилось много мусора и вода в нем стала вот такая (показать банку с грязной водой) Ребята, какая вода? (ответы детей - грязная, мутная и т. д) Помогите нам ребята, а то нам с рыбками жить здесь грустно.
Воспитатель: Ребята, поможем Золотой рыбке?
Дети: Да!
Золотая рыбка: Море наше стало мутное и грязное. Совсем ничего не видно под водой! Помогите пожалуйста очистить воду!
Воспитатель: Ребята, поможем рыбке? Очистим воду? (Экспериментальная часть)
У меня есть карточка на которой нарисовано, как можно очистить воду (показывает алгоритм очистки воды на карточке- воронка, вата, бинт) Все вместе делаем «фильтр» для очистки воды и фильтруем воду. Вода фильтруется и становится чистой.
Золотая рыбка: Спасибо вам ребята, что наше море почистили. Посмотрите, какая стала вода (показывает банку с чистой водой). Какая вода? (чистая) Да, и нам от этого радостно. А была. Какая? (грязная) и нам от этого было грустно.
Игра с фонариком «Кто живет в море»?
Золотая рыбка: В таком чистом море, все морские обитатели будут жить здесь с радостью. Хотите посмотреть, кто живет в море? (да) А поможет нам в этом волшебный фонарь. Я буду светить, а вы называть, кто же живет в море.
Кто это? (рыба, дельфин, кит, акула, морская звезда, медуза)
Для полного ответа детям можно использовать схему, задаем вопрос «Кто живет в море», схема: В МОРЕ ЖИВЕТ.
Золотая рыбка: Спасибо вам ребята, за то что поиграли со мной и помогли, мне и моим друзьям. А теперь мне пора. До свидания.
Из пучины моря выходит морской царь. (под музыку)
Морской царь: Здравствуйте друзья мои! Вы узнали меня (ответы детей) Правильно я Морской царь. Иду я сегодня под водой и вижу: вода стала прозрачная и у жителей моря стало настроение радостным. И одна рыбка шепнула мне на ухо- что это вы постарались! Спасибо вам ребята! Мои рыбки любят играть. А вы? (отв. детей) Тогда я вас приглашаю в игру «Морской царь»
Подвижная игра «Морской царь» (под музыку)
«Царь Морской» (водящий сидит в кругу) с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Царь Морской,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку!
Круг останавливается, водящий встает и догоняет играющих.
Морской царь: ребята, как мне с вами понравилось играть! Очень весело! Спасибо вам! И за это я хочу вам сделать сюрприз! Посмотрите, что у меня здесь (стакан с синей водой, в котором вспенены мыльные пузыри)
Воспитатель: А мы с ребятами тоже так сумеем! Дети возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте в неё. Вот здорово! Что же получилось?
Получились мыльные пузыри. Они очень похожи на пену морскую! И сейчас при помощи этой пены мы нарисуем море! Возьмите лист бумаги и положите сверху на ваши мыльные пузыри (получается отпечаток- можно несколько раз прикладывать)
Рисование при помощи мыльных пузырей.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные рисунки у вас получились! На что они похожи? (ответы детей) Мы заберем ваши рисунки в группу и когда они высохнут мы дорисуем морских обитателей! Согласны?
Морской царь: Ребята какие вы молодцы! Ну а мне пора к себе домой- в море! До свидания!
Воспитатель и дети прощаются.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята - наше небольшое путешествие подошло к концу! А кого мы сегодня встретили? (ответы детей) Что мы с вами делали? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). А теперь ребята предлагаю вам выбрать карточки: если вам было интересно- возьмите солнышко, а если было не интересно – возьмите тучку (Дети выбирают карточки) А теперь вернемся в группу и научим всех ребят рисовать при помощи мыльных пузырей и расскажем всем как очистить грязную воду. (Дети берут карточки и уходят в группу вместе со своими рисунками).