Приложение МААМ

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»

Марина Савина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5».

Образовательная область : познание.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет).

Тема: «Счет до 5. Число и цифра 5».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Счет до 5, Число и цифра 5“» размещена в разделах

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

5) способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, воспитывать навыки общения, умение действовать сообща.

Дидактические материалы:

Демонстрационный: карточки с изображением 2,3,4,5 предметов, карточки с цифрами 1 - 7, 6 орешков, 6 грибов.

Раздаточный: по 6 орешков и грибов на каждого ребенка, карточки с цифрой 5 на каждого ребенка, коробочки для орехов и грибов, рабочие тетради «Игралочка» (математика для детей 4-5 лет, ч. 2) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, простые карандаши.

Оборудование: телевизор, корзинка с угощением для детей, ноутбук, доска, магниты для фиксации картинок и цифр.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия нового знания» в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ комплексной образовательной программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей. В рамках образовательной ситуации дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. В результате имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность. Данная образовательная ситуация представляет интерес для педагогов дошкольных организаций.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: *мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что сегодня в нашем компьютере появилось важное сообщение. А вот от кого? - узнаете, если отгадаете загадку: В дупле живет

Да орешки грызет. (Белка)

-- Давайте вместе послушаем сообщение.

Белочка: (Слайд 1.) Ребята, помогите мне, пожалуйста. В этом году я собрала много запасов на зиму. Мамочка попросила разложить их в коробочки по 5. Я разложила, но не знаю правильно ли. Я не очень хорошо считаю. Поможете?. Спасибо.»

--Ребята, вы хотите помочь Белочке? (Да.) Сможете? (Да.) Итак, где живет белочка? (В лесу.)

Сегодня я предлагаю отправиться в лес на электричке. Согласны? (Да.)

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Билет на электричку».

Дидактические задачи:

*актуализировать представление о числе 4 и о понятии «столько же»;

*закрепить умение считать в пределах 4, различать левую и правую сторону;

*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

-- Что нужно сделать, прежде чем сядем в электричку? (Купить билет.)

-- Где покупают билеты? (В кассе.)

-- На электричку сядет тот, кто купит правильно билет, а это карточка, где нарисовано 4 предмета. (Дети подходят к столу-кассе, выбирают билет, подходят к «электричке», воспитатель-проводник проверяет билеты.)

Дети: У меня нарисовано 4 груши…

-- Все пассажиры на местах, можно ехать. (Под музыку дети по просьбе воспитателя смотрят то в левое окошко, то в правое.)

-- Вот мы в лесу. (Слайд 2.)

2. 2. Игра «Поможем Белочке».

Дидактические задачи:

*закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 5, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;

*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Белочка: (Слайд 2.) Ребята, здравствуйте. Проходите в мою кладовку, там лежат орехи и грибы. (Дети проходят и садятся за столы по 2 человека. На столе у каждого ребенка по 2 коробки запасов (4 ореха и 4 гриба, на середине стола вперемешку лежат орехи и грибы по 2 на каждого ребенка.)

-- Дети, сосчитаем, сколько орехов отобрала Белочка. (4)

-- Сколько она отобрала грибов? (4)

--Что можно сказать о количестве орехов и грибов? (Их по 4, поровну.)

-- Но орехов и грибов по 4, а мама просила разложить их по сколько? (По 5.)

-- Положите рядом с орехами еще один орех. Посчитаем сколько теперь орехов. ( Дети считают хором: 1 орех, 2 ореха,3, 4, 5 орехов.)

-- Сумели ли вы сосчитать орешки? (Да.)

--Почему сумели? (Потому что Максим подсказал, как считать дальше.) Молодец, ты нам очень помог. Правильно, при счете после 4 идет 5.

-- Так сколько всего орешков? (5)

-- Как получилось 5 орехов? (Было 4, добавили 1 орех, получилось 5.)

--Чего теперь больше? (Больше орехов.)

-- Как сделать поровну? ( Дети предлагают два варианта: убрать один орех или добавить один гриб.)

-- Добавьте один гриб. Сколько теперь грибов? (5)

-- Что можно сказать о количестве орехов и грибов? (Их по 5, поровну.)

-- Вот, Белочка, мы очень старались помочь тебе. У нас получилось.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Поможем Белочке» (продолжение).

Дидактические задачи:

*создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 5 — цифры 5;

*сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

(Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.)

Белочка: (Слайд 4.) Ой, друзья, зима такая длинная. Как же я запомню, по сколько орешков и грибочков в коробочках?

--Ребята, если нельзя о чем-то забыть, что нужно сделать? (Записать.) Выберите на столе карточку, которую надо положить рядом с коробочками, чтобы Белочка всегда помнила, что орехов и грибов по 5.

(Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.)

-- Все смогли найти нужную карточку? (Нет)

-- Почему не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)

4. Преодоление затруднения.

4.1. Игра «Поможем Белочке» (окончание).

Дидактические задачи:

*познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить ее с количеством;

*закрепить умение преодолеть затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

*тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

-- Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 5.)

-- Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).

-- Число пять записывается с помощью цифры 5. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 5. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и кладет рядом с орехами и грибами.)

-- Ну вот, теперь Белочка никогда не забудет, сколько у нее запасов.

-- Ребята, мы молодцы, справились с заданием и помогли Белочке. Посмотрите, как она рада. (Слайд 3.) Давайте порадуемся вместе с ней. (Видеоролик – ФИЗМИНУТКА – вместе с Белочкой.)

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Посчитаем посуду».

Дидактические задачи:

*закрепить умение соотносить цифру 5 с количеством предметов, считать по названному числу, развивать речь.

Белочка: (Слайд 5.) Спасибо, ребята, за все. Побегу, расскажу обо всем маме и помогу ей по хозяйству.

--Дети, мы тоже сможем помочь маме Белке, если откроем наши тетради на этой странице. (Показываю, дети открывают тетради, находят задание.)

-- Сколько полок в буфете? (4)

-- Сколько чашек можно положить на первую полку? (5) Посчитайте чашки до 5, сколько лишних. (1) Зачеркните лишнюю чашку.

-- Сколько заварочных чайников можно поставить на вторую полку? (3) Дальше считайте и выполняйте задание самостоятельно по образцу. (Дети выполняют задания, обмениваются тетрадями и проверяют выполненные задания друг у друга.)

Белочка: (Слайд 6.) Молодцы, ребята, вы очень помогли сегодня мне и моей мамочке. За вашу доброту и внимание, мы с мамой хотим угостить вас нашими лесными запасами.)

-- Что нужно сказать Белочкам за угощение? (Спасибо.)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи:

*восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

--Белки занимаются своими делами, а нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся в электричку.)

-- Где вы сегодня побывали?

-- Что вам больше всего понравилось в лесу?

-- Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они добрые, находчивые, смогли помочь Белочке, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

Цифра и число (счет до 5)Цифра и число (счет до 5) Здравствуйте, дорогие гости моего блога! Сегодня хочу поделиться рамками, которые изготовила для запоминания малышами числа и соответствующей.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «4»; Задачи: обучающие: обучать написанию цифры«4»;закрепление знаний детей о четырехугольниках;.

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «Число и цифра 0» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «0» Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; закрепление навыков написания цифры«0» ; закрепление.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3» Цель: закрепить счет до 3. Задачи: Образовательные: • выделять отношения групп предметов по количеству и числу (один, два и еще один,.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 5»Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» Программные задачи:Продолжать учить детей соотносить количество предметов с цифрой;закрепить умение называть цифры,счет до 5. Воспитывать.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 7»Конспект занятия по математике «Число и цифра 7» Программные задачи:Знакомить детей с числом и цифрой 7,учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Упражнять в ориентировке.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8»Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» Программные задачи:Познакомить детей с цифрой восемь,учить считать предметы до восьми в прямом и обратном порядке. Учить проводить линии.

НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка»НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка» НОД по парциальной образовательной программе «Игралочка» математического развития по теме: «Счет до пяти. Число и цифра 5» Цели: 1 формировать.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 14:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Савина (УИ 1013249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД