Валентина Шестоперова
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Наш помощник-пылесос»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
по теме: «Наш помощник – пылесос»
Образовательные задачи :
1. Познакомить детей с историей появления и развития пылесоса, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Наш помощник-пылесос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пылесос, бытовая техника
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.
3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща, учитывать мнение партнеров.
4. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.
5. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) Коробочка «Копилка» и фотографии пылесосов;
2) презентация «Путешествие в прошлое пылесоса»;
3) ноутбук, экран, мультимедийная установка.
Раздаточный:
1) Картинки с изображением бытовой техники.
Ход образовательной ситуции:
1. Введение в ситуацию.
1.1 Беседа о маме, о важности помогать ей и заботиться о ней.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите свою маму?
- А как о вас заботится ваша мама?
- Что она делает дома?
- А как вы помогаете маме? (Ответы детей). Молодцы, вы мамины помощники!
- Но у ваших мам ещё есть помощники дома. Вы их знаете?
- Расскажите о них.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игровая образовательная ситуация «Наши помощники в доме»
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о бытовой технике, облегчающей труд человека в быту; развивать мышление, речь.
- Подойдите и посмотрите на эти картинки. (На картинках изображена бытовая техника : стиральная машина, пылесос, телефон, утюг, фен, газовая плита, холодильник, вентилятор и т. д.). Ребята, все эти помощники называются – бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Возьмите каждый по одной картинке и скажите, зачем нужна эта техника в доме? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Дидактические задачи: активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.
А теперь, ребята, закончите предложение с помощью картинок :
Я чищу ковёр. (пылесосом). Я стираю бельё в. Я слушаю новости по.
Я глажу бельё. Я смотрю фильм по. Я ищу новую информацию в.
Я взбиваю сливки с помощью. Я храню продукты в. Я шью платье на.
Я разговариваю с другом по. Я делаю снимок нашей семьи.
- Хорошо! Ребята, а у вас дома есть ковры?
- А как ваша мама убирает пыль и мусор с ковров? (Пылесосом).
- Правильно, а знаете ли вы, что раньше выглядел пылесос, совершенно не так как сейчас.
- Хотите узнать, историю появления пылесосов?
3. Затруднение в ситуации
3.1. Игровая образовательная ситуация «Копилка»
Дидактические задачи: под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки (формата А) с изображениями («фотографиями») пылесосов, и рассказывает: «Ребята, я очень люблю собирать разные интересные вещи и фотографии и складывать их в эту копилку. Я собрала фотографии всех пылесосов и сложила их в копилке по порядку: от самого первого до самого последнего современного. Когда, я принесла эту копилку в группу, нечаянно, её уронила. Все фотографии рассыпались, и теперь я не могу сложить их в нужном порядке, забыла, какой пылесос за каким появился. Ребята, я очень прошу вас помочь сложить фотографии по порядку: от самого первого до самого современного».
- Хотите помочь мне?
- Сможете?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить фотографии с пылесосами в хронологической последовательности. Возникает затруднение, т. к. они могут предлагать разные варианты.
- Смогли вы помочь мне сложить фотографии в альбом по порядку?
- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие пылесосы появились раньше, а какие позже).
- Значит, что нам надо узнать? (Какие пылесосы появились раньше, а какие - позже, т. е. историю появления и развития пылесосов.)
4. Открытие нового знания.
4.1. Образовательная ситуация «Музей»
Дидактические задачи: Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов,
формировать представление об «истории» пылесоса; актуализировать знания правил поведения в общественных местах.
- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
- Предлагаю отправиться в музей пылесосов. Хотите?
- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)
- Кто в музее обычно рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
- Я буду экскурсоводом, вы – посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
- А вы знаете, что давным-давно не было пылесосов? Как вы думаете, чем убирали грязь и пыль с ковров. (Предположения детей).
- Откуда появились на Земле пылесосы? (Их придумал и создал человек.)
- Правильно, значит, пылесосы относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать первый пылесос человечеству пришлось пройти очень долгий путь. Давайте взглянем на экран.
На экране появляются слайды.
Слайд №1 Веник
- Люди, когда не было пылесоса, выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.
- Затем люди придумали веник. А что такое веник, из чего он сделан?
Веник — связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.
- Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? Предположения детей.
Слайд №2 Выбивалка
- Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются.
Слайд №3 Щётка с ручкой
А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.
- А из чего сделана щётка? Ответы детей.
Слайд №4 Механический пылесос Даниэля Хесса
- И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Среди тех, кто первым предложил идею пылесоса, историки техники называют имя американца Даниэля Хесса, который в 1860 г. получил патент на механическое устройство с вращающимися щетками, оборудованное мехами для создания воздушного потока. Интересно, что прибор Хесса имел не мешок-пылесборник, а две водяные камеры для осаждения пыли.
Слайд № 5 Пылесос Ива Мак Гаффи с вентилятором (1869 г.)
Следующим шагом стала машина Whirlwind, изобретенная Ивом Маккафи из Чикаго в 1869 г., очень похожая на современный пылесос. Воздух приводился в движение вентилятором с ременным приводом от рукоятки в верхней части прибора, которую нужно было крутить рукой. К сожалению, попытки изобретателя приспособить к своему прибору электромотор не увенчались успехом.
Слайд № 6 Пылесос Сесила Бута с бензиновым мотором «Фырчащий Билл
Успеха в механизации пылесоса в 1901 г. добился англичанин Сесил Бут. Его аппарат «Фырчащий Билли» с бензиновым мотором перевозился по улицам на конной повозке командой из четырех человек, а шланг длиной 30 м заносили в помещения через окна. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!
Слайд № 7 Пылесосы Хувера
А в дома пылесосы переместились благодаря американцам. Первым был домашний уборщик компании Geier, выпущенный в 1905 году. Но по-настоящему знаменитыми стали изделия W.H.Hoover Company, которые и в наши дни являются эталонами традиционных пылесосов. В1908 году появилась - "Жестяная модель". Она была похожа на перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. Прикрепленный под ручкой метровый пылесборник (мешок из марли) снаружи был обшит сатином. По сравнению с другими "вакуумными подметальными машинами" "Жестяная модель" была образцом компактности - инженерам удалось довести ее вес до 20 кг. Изделия конкурентов в это время весили больше 50 кг. Уильям Хувер (W.Hoover) профинансировал разработку формы классического американского пылесоса: щетка, мешок и моторчик между ними, насаженные на одну ручку.
Слайд № 8 Первый пылесос «Электролюкс» с вентилятором
Веннер-Грен организовал команду инженеров, которые начали разрабатывать первый бытовой пылесос, увидевший свет в 1912 г. Он получил название Lux. Заслугой команды Веннер-Грена стала замена воздушного насоса на вентилятор, благодаря чему вес прибора удалось снизить до 14 кг.
Слайд № 9 Современный пылесос
Однако всемирную славу компании принесла Model V, появившаяся в 1921 году. Перемещающийся на колесиках металлический цилиндр, соединенный с всасывающей щеткой гибким шлангом и снабженный сменными насадками, практически до конца XX века копировали все производители бытовой техники.
Слайд № 10 Робот-пылесос
В 1997 г. на канале ВВС телезрителям был показан прототип пылесоса-робота, над созданием которого работала фирма Electrolux. Прошло несколько лет, и на свет появился Trilobite — робот, способный самостоятельно обходить помещение, находить зарядное устройство и не забывать при этом о своей главной обязанности — сборе пыли.
Слайд № 11 Современные пылесосы
Прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, пылесос белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже. моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме.
- Наша экскурсия в музей пылесосов подошла к концу. Мы с вами возвратились в детский сад в свою группу.
- Ребята, а давайте с вами на минутку превратимся в «пылесос».
Физкультминутка.
Слоненок на колесиках
Ковер почистит носиком (наклоны вперед)
Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)
Что под хобот попадет,
Все летит в его живот. (руки вверх, потягивание)
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
5.1. Образовательная ситуация «Копилка» (продолжение)
- Сможете вы теперь помочь мне разложить фотографии по порядку?
Дети возвращаются к столу с «фотографиями» пылесосов и коллективно раскладывают их в хронологической последовательности. Затем воспитатель помещает их в копилку.
- Спасибо вам большое за помощь.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому и чем вам удалось помочь?
- Какие новые знания вам помогли в этом? (Мы узнали много нового о пылесосах, о том, как появились пылесосы и как они изменялись и совершенствовались).