Получи документы

Сценарий пьесы по рассказу В. Гаршина «Attalea Princeps» для старшего школьного возраста

Лариса Нестерова
Сценарий пьесы по рассказу В. Гаршина «Attalea Princeps» для старшего школьного возраста

…А в Рио гремели соловьи…

по рассказу В. Гаршина «Attalea Princeps»

Действующие лица:

Папоротник – старое растение, который много повидал в оранжерее

Роза – красивый самолюбующийся цветок

Сага – кустовая саговая пальма, завидующая гордой Атталее

Атталея – высокая статная пальма семейства Attalea

Кактус - толстячок-бодрячок семейства кактусовых

Травка – слабое растеньице с нежными листочками

Корица – растение, которое боится, что с неё будут сдирать кору

Бразильянец - посетитель оранжереи

СЦЕНА 1.

Публикация «Сценарий пьесы по рассказу В, Гаршина „Attalea Princeps“ для старшего школьного возраста» размещена в разделах

Звучит медленная музыка, растения просыпаются

Папоротник: В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду - огромная оранжерея из железа и стекла.

Роза: Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла.

Сага: Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.

Папоротник: Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало.

Атталея: Для растений нужен широкий простор, родной край и свобода. Они — уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнят свою родину и тоскуют о ней. Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо…

Кактус: Иногда, зимой, стекла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметенным снегом. Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье.

И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали.

Корица: Но стекла вставляли очень скоро. Директор Ботанического сада не допускал никакого беспорядка, несмотря на то, что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в главной оранжерее.

п а у з а, затем заходит Бразильянец, ходит между растениями

тихо начинается тема Родины, Бразильянец обращает внимание на пальму Атталею

СЦЕНА 2.

Бразильянец: Какая пальма! Она выше всех и красивее всех. Наверное, на пять сажен возвышается она над верхушками всех других растений… Она напоминает мне родину, ее солнце и небо, ее роскошные леса с чудными зверями и птицами, ее пустыни, ее чудные южные ночи. Я нигде не бывал столь счастлив, кроме родного края, а объехал весь свет.

Атталея (голос в записи) : Я тоже помню свое родное небо и больше всех тоскую о нем, потому что так близка к тому, что заменяло его: к гадкой стеклянной крыше. Иногда сквозь неё мне виднеется что-то голубое: это небо, хоть и чужое, и бледное, но все-таки настоящее голубое небо. Как хорошо было бы постоять даже, просто постоять и под этим бледненьким небом…

Атталея танцует вместе с Бразильянцем, затем Бразильянец касается рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и уходит из сада. Атталея грустит, тоскует, растения перешёптываются между собой, явно сплетничая

об Атталеи, смеются над ней

СЦЕНА 3

Сага: Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? Я не могу без сырости. Я, право, кажется, засохну сегодня.

Кактус: Меня удивляют ваши слова, соседушка, неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Сага: Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

саговая пальма обиделась и замолчала

Роза: А я почти довольна своим положением. Правда, здесь немного скучновато…

Корица: По крайней мере, я могу быть уверена, что меня никто не обдерет.

Папоротник: Но ведь не всех же нас обдирали! Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое мы вели на воле.

Идёт жаркий спор растений

Корица: Интересно, уважаемый папоротник, если для Вас это – тюрьма, то для меня вполне сносные условия.

Сага: А мне не хватает влаги! Я не могу жить в таких условиях!

Кактус: Вы что, потерпеть не можете?

Роза: Это не тюрьма, а обыкновенные тепличные условия!

Корица: Если бы растения могли двигаться, то я непременно бы побила Вас!

Папоротник: Тюрьма, рай – какая разница. Считайте как хотите!

Атталея прекращает спор своими словами

Атталея: Зачем вы ссоритесь? Разве вы поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу. Если одна какая-нибудь ветка упрется в стекло, то, конечно, ее отрежут, но что сделают с сотней сильных и смелых стволов? Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Сага: Всё это глупости.

Папоротник: Глупости!

Корица: Глупости!

Кактус: Вы предлагаете ужасный вздор!

Роза: Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Папоротник: Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такого? Придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы и всё пойдет по-старому. Только и будет. что отрежут от нас целые куски.

Атталея: Ну, как хотите! А я теперь знаю, что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, - и я увижу!

Сага: Ну, посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка!

Все растения грубо подсмеиваются над Атталеей

Пластический этюд «Гордячка»

СЦЕНА 4.

Травка (кричит Атталее) :А знаете, Вы правы!

Все растения оборачиваются на голос Травки с выражением глубокого недоумения

Атталея: Ты замечательная! Ты кто?

Пластический этюд Травки

Травка: Во мне нет ничего замечательного, я — травка,. Самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи: рыхлая, бледненькая, ползучая, с вялыми толстенькими листьями. Я нужна в оранжерее только для того, чтобы закрывать голую землю. Я обвиваю собой твоё подножие, слушаю тебя и, мне кажется, ты права. Я не знаю южной природы, но тоже люблю воздух и свободу. Оранжерея и для меня — тюрьма. Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького неба, без бледного солнца и холодного дождя, то что должно испытывать в неволе такое прекрасное и могучее дерево, как Атталея? Зачем я не большое дерево? Я послушалась бы совета. Мы росли бы вместе и вместе вышли бы на свободу. Тогда и остальные увидели бы, что Aтталея права… Но я не большое дерево, а только маленькая и вялая травка. Я могу только еще нежнее обвиться около ствола Вашего и прошептать свою любовь и желание счастья в попытке. Конечно, у нас вовсе не так тепло, небо не так чисто, дожди не так роскошны, как в вашей стране, но все-таки и у нас есть и небо, и солнце, и ветер. У нас нет таких пышных растений, как вы и ваши товарищи, с такими огромными листьями и прекрасными цветами, но и у нас растут очень хорошие деревья: сосны, ели и березы. Я — маленькая травка и никогда не доберусь до свободы, но ведь вы так велики и сильны! Ваш ствол тверд, и вам уже недолго осталось расти до стеклянной крыши. Вы пробьете ее и выйдете на божий свет. Тогда вы расскажете мне, всё ли там так же прекрасно, как было. Я буду довольна и этим.

Атталея: Отчего же, маленькая травка, ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол тверд и крепок: опирайся на него, ползи по мне. Мне ничего не значит снести тебя.

Травка: Нет уж, куда мне! Посмотрите, какая я вялая и слабая: я не могу приподнять даже одной своей веточки. Нет, я вам не товарищ. Растите, будьте счастливы. Только прошу вас, когда выйдете на свободу, вспоминайте иногда своего маленького друга!

Атталея: Обещаю тебе, что я буду расти, тратя все соки только на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья. Мне только нужно напрячь все силы… Вот…Сейчас. вот…вот… Я расту. Я расту. Я расту.

Тема роста, следующая сцена идёт на фоне музыки

СЦЕНА 5.

Сага: она тянется, но расстояние до свода не уменьшается!

Роза: Рамы становятся ближе…

Все растения: Ближе и ближе, ближе и ближе… ближе и ближе…

Травка: вся надежда на молодой лист!

Папоротник: Вот! Молодой лист коснулся холодного стекла и железа…

Все растения: Смотрите, смотрите, куда она забралась!

Папоротник: Неужели решится -O-

Корица: Как она страшно выросла…

Сага: Что ж, что выросла! Эка невидаль! Вот если б она сумела растолстеть так, как я. И чего тянется? Всё равно ничего не сделает. Решетки прочны, и стекла толсты. Расти дальше некуда.

Кактус: Смотрите, ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их…

Атталея: Я упрямая, я не пожалею листьев!

Папоротник: Она продолжает давить на решетки, несмотря ни на что!

Сага: И решетки уже подаются, хотя сделаны из крепкого железа…

Травка: Скажите мне, неужели вам не больно! Если рамы уж так прочны, не лучше ли отступить?

Атталея: Больно? Что значит больно, когда я хочу выйти на свободу? Не ты ли сама ободряла меня

Травка: Да, я ободряла, но я не знала, что это так трудно. Мне жаль вас. Вы так страдаете.

Атталея: Молчи, слабое растенье! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!

Музыка резко заканчивается, звонкий удар лопнувшей крыши, звон осколков стекол. Растения испугались.

Музыка оцепенения

СЦЕНА 6.

Атталея (после паузы) : Моросит мелкий дождик пополам со снегом… ветер низко гонит серые клочковатые тучи. Мне кажется, что они охватывают меня. Деревья оголились… они как будто какие-то безобразные мертвецы…Только на соснах да на елях темно-зеленые хвои… И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшею целью?.

Папоротник: Замерзнешь!

Сага: Ты не знаешь, что такое мороз.

Корица: Ты не умеешь терпеть.

Роза: Зачем ты вышла из нашей теплицы?

Атталея: Всё кончено…Я застываю. Вернуться снова под крышу?. Но я уже не могу вернуться.

Травка: Тебе придётся стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок…

Папоротник: смотреть на грязное небо, на нищую природу и на грязный задний двор ботанического сада…

Корица: а ещё на скучный огромный город, виднеющийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с тобою.

Сага: Вырвать эту дрянь и выбросить.

Кактус: Можно было, конечно, надстроить над нею особенный колпак…

Роза: Но надолго ли это?.

Сага: Она опять вырастет и всё сломает.

Кактус: И притом это будет стоить чересчур дорого.

Папоротник: Директор приказал спилить дерево.

Роза: пила очень попортит ее.

Кактус: Она уже пожелтела.

Корица: Посадить здесь что-нибудь новое.

Сага: Только не пальму…Атталею…

Музыка оцепенения заканчивается

Звуки пилы

Все растения: Спилить ее! Спилить ее! Спилить ее!

Слышится громкий звук ручной пилы Маленькая травка, обвивавшая ствол дерева, не хотела расстаться со своим другом и тоже попала под пилу. Атталея и Травка лежат бездыханные.

Звучит тема Родины, растения обретают привычный вид и стоят в ожидании посетителей как ни в чём ни бывало…

К о н е ц

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зеленым

Поднялся в пробоину ту;

Над сводом прозрачным, под небом лазурным

Он гордо глядит в высоту.

И жажда свободы его утолилась:

Он видит небесный простор,

И солнце ласкает (холодное солнце)

Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных собратий,

Средь сосен, берез и елей,

Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил

О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,

Где теплые реки текут,

Где нет ни стекла, ни решеток железных,

Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье

Садовник исправить велел, --

И скоро над бедной прекрасною пальмой

Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,

Оно содрогнулось стволом,

И трепетом шумным ответили дружно

Товарищи-пальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,

И стекла узорчатых рам

Стоят на дороге к холодному солнцу

И бледным чужим небесам.

Публикации по теме:

«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Мы с Алёнкой знакомы не одну тысячу лет. Она ходит в детский сад, в подготовительную группу, а я учусь в первом классе. Сразу после школы.

Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возрастаСценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.

Фотоотчет о тренировочном лагере для детей среднего и старшего школьного возраста в Ичалковском боруФотоотчет о тренировочном лагере для детей среднего и старшего школьного возраста в Ичалковском бору Ичалковский бор – уникальное место в Нижегородской области. Бор расположен на возвышенности на правом берегу Пьяны. Здесь, в мощных пластах.

Мастер-класс по изготовлению открытки для ветеранов ВОВ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаМастер-класс по изготовлению открытки для ветеранов ВОВ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Любовь Владимировна Курнина МБДОУ детский сад № 54 «Теремок». Уважаемые коллеги приглашаю.

Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: детальное изучение календаря. Задачи: 1. Изучить и закрепить.

Наш любимый снеговик. Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возрастаНаш любимый снеговик. Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Рассказ предназначен для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. И вот настал, наконец, подходящий момент, когда можно выйти.

Сценарий пьесы «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурлышке»Сценарий пьесы «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурлышке» Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке-МурлышкеЛюдмила РыбаковаАвторская пьеса - сказка в стихах по мотивам одноименной притчи.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Сценарий мероприятия по итогам учебного года «Орион — созвездие успеха» среди учащихся среднего и старшего школьного возрастаСценарий мероприятия по итогам учебного года «Орион — созвездие успеха» среди учащихся среднего и старшего школьного возраста Звучат фанфары. Выход ведущего. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, подлинные любители физической культуры и спорта, ценители красоты.

Театрализованное представление для учащихся среднего и старшего школьного возраста «Мы хотим жить!» «Мы хотим жить!» (театрализованное представление для учащихся среднего и старшего возраста) Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Отгадайте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий пьесы по рассказу В. Гаршина «Attalea Princeps» для старшего школьного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 09:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД