Елена Галаган
Сценарий проведения практикума межвозрастного сотрудничества «Остров Дружбы» детей старшей и средней групп
▼ Скачать + Заказать документы
«Остров Дружбы» в МБДОУ №11
(сценарий практикума межвозрастного сотрудничества детей старшей и средней группы).
Цель: развитие навыков межвозрастного общения (проводится по инициативе детей старшего возраста).
Задачи:
• Способствовать преодолению естественного отчуждения в отношении
с детьми другой группы, разрушению защитных барьеров в общении с незнакомыми сверстниками.
• Формировать эмоционально-положительный опыт взаимодействия с
незнакомым ребенком в игровых затруднительных ситуациях.
• Создать ощущение причастности друг к другу.
Публикация «Сценарий проведения практикума межвозрастного сотрудничества „Остров Дружбы“ детей старшей и средней групп» размещена в разделах
- Дружба. Сценарии развлечений с друзьями
- Дружба. Учимся дружить
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2017
Предварительная работа в форме коллективной творческой проектной деятельности в старшей группе:
• разучивается девиз «Острова Дружбы»;
• выбирается любимая подвижная игра и разрабатывает план «Как мы научим малышей играть в нашу любимую игру»;
• изготавливается «письмо-приглашение», стрелки;
• оформляется «заколдованный» путь на остров (размещаются стрелки по ходу из средней группы в музыкальный зал);
• разучиваются с детьми игры (согласно правилам по сценарию);
• проводится имитационная игровая ситуация «Давай познакомимся».
Предварительная работа в средней группе:
У каждого ребенка на груди прикреплена табличка с именем. Таблички с именами сделаны 2-х цветов для быстрого деления на команды в игре-соревновании «Кулачки – ладошки».
Материал:
Оборудование для игры соревнования - стойки с перекладинами – 4 штуки.
Критерии эффективности проведения: объединение в пары детей разных групп (в игре «Найди пару по инициативе самих детей старшей группы, дальнейшее содействие и успех в совместной деятельности (игра – соревнование).
Ход.
1-я часть: проводится в форме коллективной творческой проектной деятельности.
Дети старшей группы заранее готовят письмо-приглашение на «Остров Дружбы», приглашают гостей, оформляют путь стрелочками, выбирают любимую игру и готовятся к тому, чтобы научить в нее играть малышей.
2-я часть (в зале).
Ведущий: педагог-психолог
Звучит мелодия песни о дружбе (в записи). Дети старшей группы входят в зал первыми и становятся в круг, взявшись за руки: строят «Остров Дружбы».
Ведущие (воспитатель и двое детей старшей группы) встречают гостей за кругом.
Дети средней группы входят и располагаются свободно справа от музыкального руководителя.
Ведущий: Здравствуйте ребятишки!
Девочка – ведущая: Девчонки!
Мальчик – ведущий: Мальчишки!
Все дети старшей группы (хором): Приглашаем вас на «Остров дружбы».
Ведущий: Наш остров для тех, кто имеет много друзей и хочет быть другом для всех. Но посмотрите! Наш остров (дети старшей группы покачивают крепко сцепленные руки – входы) заколдовал злой волшебник. Расколдовать его можно только добрыми, ласковыми словами. Вы знаете, такие слова?
Дети: отвечают /Да/.
Ведущий: тогда помогите нам расколдовать наш остров Дружбы!
Правила игры: воспитатель старшей группы (И. О.) называет имена рядом стоящих в кругу детей (например, Саша и Оля, а дети средней группы вместе с воспитателем (И. О.) называют ласковую форму этих имен. После этого все дети с такими именами становятся в общий круг.
Примечание для воспитателя: начинать с имен детей, которых больше всего в группе. Или называть сразу по три-четыре имени с целью сокращения времени проведения игры.
Игра «Добрые волшебники».
Ведущий.
/После того, как все взрослые и дети стали в общий круг/: Посмотрите, какой большой круг у нас получился. Это ваша доброта и ласковые слова помогла победить злое колдовство.
Ведущий: Пожмите друг другу руки. Чувствуете, какие теплые ладошки у ребят? Это потому, что мы хотим дружить!
Игровое упражнение (по выбору педагога-психолога)
/приложение 1/
Дети старшей группы выходят в круг.
1-й ребенок:
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
2-й ребенок:
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь.
Вместе (дети старшей группы хором проговаривают девиз):
Остров Дружбы всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит.
Ведущий: Теперь, вы знаете девиз Острова Дружбы. А значит, пришла пора поиграть и познакомится.
Игра «Найди друга».
1-я часть:
Ведущий объясняет правила: «Каждый ребенок старшей группы с началом музыки выбирает себе пару из детей средней группы.
Роль воспитателей: проконтролировать, чтобы образовались пары из детей разных групп. Если количество детей нечетное, то следует предложить старшим детям пригласить в свою пару третьего ребенка.
2-я часть (знакомство):
• сказать друг другу свое имя;
• под марш дети парами идут по залу;
• под быструю музыку бегают врассыпную по одному;
• на громкий аккорд находят свою пару, останавливаются.
Победит то, кто найдет свою пару.
/Роль ведущего: выбрать пары, которые первыми нашли друг друга. Это победители/.
3-я часть: конкурс «Самая дружная пара».
Усложнить игровую задачу: предложить детям назвать имена друг друга. И поиграть еще раз, но теперь победителями будут те, кто не только найдет свою пару и назовет имя нового друга:
• запомнить имя друга;
• под марш парами ходить по залу;
• под быструю музыку бегать врассыпную по одному;
• на громкий аккорд найти свою пару, остановиться;
• назвать ведущему имя друга.
/Роль ведущего: представить пары, которые первыми нашли друг друга. Затем из этих пар выбрать победителей: тех, кто правильно назовет имена друг друга.
4-я часть:
Все аплодируют победителям.
Ведущий: а теперь, когда вы познакомились, проверим как вы умеете помогать дуг другу.
Проводятся игры – соревнования в парах «Кулачки и ладошки».
Правила игры.
Пары распределяются в две команды и становятся друг за другом вдоль боковых стен зала.
Каждая команда поточным способом (друг за другом без остановок) выполняет задания: перешагивают через две гимнастические стойки, расположенные на расстоянии 1, 5 м друг от друга. Варианты выполнения заданий:
1. взявшись за руки;
2. соединив кулачки;
3. соединив ладошки.
/Каждый вариант проигрывается не менее 2-х раз. Количество повторов определяется запасом времени и количеством детей в группах. Если детей в обеих группах много, то количество вариантов выполнения задания можно сократить до одного, но повторить его не менее 2-х раз/.
Ведущий: Вы справились со всеми заданиями, потому что помогали друг другу. И на память дети старшей группы научат Вас играть в свою любимую игру!
Хороводная игра "Колпачок" или «Круг-кружочек»
(заранее выбранная и подготовленная воспитателем и детьми старшей группы).
/Примечание: по выбору воспитателей старшей группы – приложение 2/.
Игра «Колпачок»: объяснение правил
/Правила игры /приложение 2/ видоизменены с учетом образовательных задач данного мероприятия/.
Воспитатель старшей группы: «Дети старшей группы решили научить вас играть в свою любимую игру со словами - игра называется «Колпачок». Хотите научиться? Тогда внимательно слушайте слова игры и повторяйте вместе с нами, если знаете эти слова.
Дети хором, стоя на месте:
Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.
Воспитатель старшей группы: слова вы знаете, а правили игры вам расскажет /называет имя (на) ребенка (детей) старшей группы/.
Ребёнок (дети) старшей группы выходят в круг:
• Игра начинается так: считалкой выбирается "колпачок" - ребенок из старшей группы.
• "Колпачок" становится в центр круга, а все остальные водят хоровод взявшись за руки и выполняют движения со словами.
• "Колпачок" выбирает из круга только детей средней группы.
• "Колпачок" танцует с ребенком средней группы в центре круга.
• Игра повторяется с двумя «колпачками» - ребенком из старшей и ребенком из средней группы.
• С каждым разом «колпачков» становится все больше, пока все дети средней группы не станут «колпачками". .
Воспитатель:
Какое правило нужно помнить, чтобы игра получилась? / «колпачок» может выбирать друга только из детей средней группы/.
• У Вас получится?
• Попробуем?
• Как узнаем, что игра закончилась? /все дети средней группы станут «колпачками»
Ход игры:
Заранее подготовленный ребенок старшей группы считалкой выбирает "колпачка".
/Колпачок сидит на корточках в кругу, действия выполняет согласно тексту. В конце говорит слова: я люблю, конечно, всех, но тебя /подходит к ребенку средней группы, кого выбрал/ больше всех/.
После каждого проигрывания воспитатель предлагает всем вместе оценить выполнение основного правила игры: «Выбирать друга из детей средней группы»: получилось/не получилось и как исправить.
Ведущий по окончании игры (после того, как все дети средней группы оказались в роли «колпачка»): Вам понравилась любимая игра детей старшей группы!
Когда все вместе – это всегда весело и интересно! Давайте вместе танцевать!
Танец «Если весело живется».
Ведущий (по окончании танца):
Вам понравилось гостить на острове Дружбы?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда все вместе скажем девиз нашего острова (говорят хором):
Остров Дружбы всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит.
Ведущий: Остров Дружбы прощается с вами, но ваша дружба не кончается. Дружить с вашим новым другом вы теперь можете везде: и на прогулке, и в группе. Давайте скажем друзьям: «До свидания, до новых встреч!»
Под музыку о дружбе дети прощаются со своими новыми друзьями и уходят из зала.
Разработано: Галаган Е. А., старший воспитатель, педагог-психолог МБДОУ №11
Апробировано педагогами МБДОУ №11
2012-2016 гг.
Приложение 1.
Игровое упражнение.
Мы очень хотим со всеми дружить!
Играть, смеяться и весело жить!
Давайте проверим, все ли собрались!
Ну-ка, мальчики, на носочки поднялись: раз-два (с подниманием рук вверх)
А все девочки им в ладоши похлопайте!
И все вместе ногами потопайте!
Маши, Саши вместе присядьте!
Ксюши и Даши дружно мяукнете!
Алеши, Никиты немного похрюкайте.
А про кого я не сказала и сегодня промолчала, как единая семья,
давайте крикнем дружно: «Я!».
Игра «Это я, это я, это вся моя семья!»
Ведущий: вам буду задавать вопросы, а вы должны на них отвечать: «Это я, это я, это вся моя семья».
• Кто пришел сегодня в сад и с друзьями встрече рад?
• Кто с игрушками играл и на место их убрал?
• Кто не каприза, не лентяй? Ну-ка быстро отвечай!
• Кто мечтает подрасти, в школу поскорей пойти?
Игра «Давайте все попрыгаем!»
Давайте все попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
И ручками помашем, помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем.
Д/в №7-2012, ср. 17
Приложение 2.
«Колпачок»
(Хороводная игра)
Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.
Колпачок, Колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
/Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги/:
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
/Колпачок танцует, а дети приговаривают и хлопают в ладоши/:
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:
Я люблю, конечно, всех,
Но вот эту больше всех.
На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.
«Круг кружочек»
(Хороводная игра)
Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:
Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три –
Повернись-ка, …. Ты!
И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:
Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три, четыре, пять –
Повернулись все опять.