МААМ-картинки

Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе (4 фото)

Таисия Швыденко
Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе

Сценарий ситуационно-ролевой игры по теме : «Моя семья»

в 5 классе МКОУ Данильской

Подготовила и провела: Швыденко Т. И., кл. руководитель 5 класса.

Форма проведения: ситуационно-ролевая игра «Моя семья».

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Публикация «Сценарий ситуационно-ролевой игры „Моя семья“ в 5 классе» размещена в разделах

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса, количество 4 человека.

Лейтмотив игры : песня Ларисы Долиной «Погода в доме».

Оборудование: ватман, фломастеры, раздаточный материал (набор слов, проблемные задачи, тексты тематических стихотворений); оценочный материал (лучи солнца, облака, дополни фразу); музыкальное оборудование, флешкарта с аудиозаписями.

Вступительное слово учителя: Ребята, посмотрите какая погода за окном? Что вам хочется делать в такую погоду? (ответы учащихся) А какая погода сегодня у вас дома? (ответы учащихся). В жизни каждую семью поджидает множество реальных семейных проблем, которые необходимо решить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия, то есть хорошей погоды в доме.

Сегодня на игре вы – одна дружная семья и вы будете создавать погоду в вашем доме. Ваш дом может светиться солнечным светом или в него могут забегать облака. Если вы нашли правильное решение проблемы, то солнечного света в вашем доме будет больше.

Сегодня на игре присутствуют взрослые (жюри, у которых уже есть жизненный опыт, они сталкивались с подобными ситуациями в жизни, и поэтому смогут решить, какая семья нашла более удачное решение проблемы. Взрослые будут решать, солнышко или облачко поселилось в вашем доме.

И нашей «Семье» первое задание: выберите, кто, кому и кем в вашей семье приходится. Например, мама, папа, бабушка, дедушка, и т. д. вам нужно придумать себе общую фамилию вашей семьи и распределить семейные обязанности. А теперь давайте знакомиться по порядку.

Выполняя задания, дети примеряют на себя роль взрослого и разбираются во взаимоотношениях семьи. Отвечают на вопросы кто глава семьи? Кто должен первым представиться? Почему? Приходят к выводу о том, что глава семьи тот, кто её обеспечивает, а к пожилым в семье надо относиться с уважением. Им как старшим в семье первое слово.

Второе задание: составить цепочку жизни. Дается набор слов (РОДИНА, ДОМ, СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, Я)

Цепочка жизни: Я, родители, семья, дом, Родина.

На доске карточки со словами ребята работают в группе, обсуждают, как выстроить цепочку жизни. Всё большое начинается с малого, каждый из нас часть семьи, семья это часть малой родины (села, посёлка, а из таких частей и складывается понятие Родины – государства в котором мы живём. И любовь к Родине начинается с любви к семье, к окружающим нас людям.

Третье задание: решение проблемных задач.

1. Родители заняты домашними делами, а сын (дочь) просит уделить внимание. Предложите своё решение проблемы?

2. Родители заметили, что дочь (сын) курят. Что им делать?

3. Ребёнок был на дне рождении у друга. Пришёл домой, и родители почувствовали запах алкоголя. Предположите, какая будет реакция у родителей.

4. Родителям не нравиться друг (подруга) ребёнка. Надо ли как-то влиять на эту дружбу?

5. Надо ли знать ребёнку, как родители распределяют свой семейный бюджет?

6. В каком возрасте ребёнок должен иметь семейные обязанности? Ответ поясните.

Проходит в форме диалога. Каждый из участников решает свою проблемную задачу, но если кто то желает высказаться, поэтому же вопросу, то его обязательно выслушивают.

Четвё ртое задание: физкультминутка «Глава семьи», под музыку каждый из членов семьи предлагает своё упражнение и все дружно его выполняют.

Наряду с физической активностью ребята учатся взаимодействию в коллективе, приобретают коммуникативные навыки. Учатся быть лидерами, взяв на себя роль главного, но и подчиняться, выполняя предложенное другим, уважать чужой выбор.

Пятое задание: вспомним одну притчу…

«Умирал древний старик. Перед смертью его спросили: «Ты прожил много лет, так скажи, что в жизни самое главное: деньги, друзья, слава или что-то еще?» Старик ответил: «У меня было много друзей, но все они умерли. Меня знают многие люди, но через год-два после моей смерти меня вряд ли кто-нибудь вспомнит. Деньги… зачем мне сейчас деньги? Единственное, что со мной останется навсегда – ….»

…. предложите свой ответ.

Размышление на данную тему должны привести учащихся к выводу о том, что главное это память о прожитых годах, она остаётся с человеком до конца его дней. А вот какой будет эта память зависит от самого человека, от того какую он прожил жизнь, какой след оставил на Земле, что сделал хорошего.

Шестое задание: творческое упражнение «Семейные ценности»

Я предлагаю вам определить главные ценности вашей жизни, которые вы считаете очень важными для счастья семьи.

Работа над формированием главных семейных ценностей. В семье должны царить : любовь, понимание, дружба, взаимовыручка, доброта и т. д.

Седьмое задание: в течение игры вы попытались встать на позицию взрослых, принять взрослое решение, договориться. Не бывает жизнь, состоящая только из светлых сторон, и какой бы не получился дом, он – ваш.

Ребята смотрят на ватман, где располагаются лучики солнца и тучки. Тучек меньше, но они есть.

И последнее задание – расскажите нам, что для вас главное в семье, воспользовавшись текстами стихотворений о семье. Стихи о семье.

Текст выбранного учеником стихотворения служит классному руководителю материалом для анализа семейной ситуации, для ответа на вопрос, почему ученик выбрал данное стихотворение, каковы его семейные ценности и приоритеты.

Рефлексия: Дополни фразу «Я понял, что семья - это…»

Учащиеся дополняют фразу, из их ответов складывается вывод о том, семья очень нужна каждому ребёнку, опора для человека на протяжении всей жизни. Жить в семье надо без конфликтов и ссор, проблемы можно решить в доверительном разговоре.

Подведение итогов игры. Слово экспертам. Слово жюри. Награждение участников памятными призами.

Деловая игра проходила накануне Праздника Пасхи. Все учащиеся получили от классного руководителя сладкие подарки – пасхальные куличи.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе
Фото «Моя семья»
Сценарий ситуационно-ролевой игры  в 5 классе - фото
Фото №1 Сценарий ситуационно ролевой игры по теме Моя семья в классе МКОУ Данильской Подготовила и провела Швыденко Т
Публикации по теме:

Сценарий праздника «Моя семья — моя радость» Сценарий праздника «Моя семья – моя радость» Ц • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у учащихся.

Классный час по теме «Моя семья» во 2 классе Классный час на тему: «Моя семья». 2 класс Подготовила: Литвинова Н. В. 2018г Цель: • доведение до сознания детей, что.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Семья» Конспект ООД сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе на тему: «Семья». воспитатель Локтионова Л. А. МКДОУ «Д/С№17» Тема: «Семья» Цель: организация.

Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы на тему «Семья» Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы МКДОУ детский сад №22 «Алёнушка» Тема: «Семья» Дата.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом, семья» в средней группе Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группеКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе Конспект сюжетно — ролевой игры «Семья» в средней группе. Программное содержание Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Моя семья»Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Моя семья» Цель игры: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;. учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую.

План проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» План проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Семья. Дочки-матери» на основе деятельностного подхода Сценарий сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Дочки-матери» на основе деятельностного подхода Возрастная группа: средняя группа, старшая группа,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группеКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья» в средней группе. Воспитатель:Серганова. Ю. С. Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе
Опубликовано: 12 октября 2018 в 08:59
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД