Лариса Яричевская
Сценарий урока-спектакля «Суд над вредными привычками» в 9 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-спектакль
«Суд над вредными привычками»
Цель: обобщение и закрепление знаний о вредном влиянии никотина и алко-голя на нервную систему человека; создание условий для формирования цен-ностных ориентаций обучающихся и выбора ими жизненных позиций в усло-виях прогрессирования алкоголизма и курения среди подростков.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление о вредном влиянии на нервную систему человека никотина и алкоголя.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к здоровому обра-зу жизни.
Публикация «Сценарий урока-спектакля „Суд над вредными привычками“ в 9 классе» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Привычки. Полезные и вредные
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, речь, познавательную активность.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, костюмы для участников мини-спектакля, социальные ролики и реклама о вреде курения и алкоголя.
Тип урока : Комбинированный.
Технологии:
* игровые.
* здоровьесберегающие,
* технология активного (деятельностного) обучения,
* слайдовой презентации.
Тип урока : комбинированный.
Форма: урок-спектакль.
Методы: словесные, наглядные (демонстрация слайдов, просмотр социаль-ных роликов, рекламы против курения и алкоголя, практический (постановка спектакля, театрализованная деятельность).
Предварительная работа:
Подготовка к уроку (изготовление костюмов, разработка презентации, подбор музыки, создание рекламы). Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме.
Учитель выполняет роль секретаря суда.
Состав суда:
1. Секретарь суда
2. Судья
3. Прокурор
4. Адвокат
5. Сигарета
6. Алкоголь
7. Медик
8. Мозг
9. Смерть
10. Участвующие в рекламе
Ход УРОКА
Заседание суда
Секретарь суда: Добрый день ребята и уважаемые гости! Тема нашего урока : «Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему». С факторами, разрушающими наше здоровье, такими как курение и алкоголизм мы сталкиваемся в повседневной жизни. О них неоднократно мы говорили на уроках биологии. И сегодня мы еще раз поговорим о том, какой вред они приносят людям и обществу, но немного в другой форме. Мы про-ведем над ними суд.
Сегодня на скамье подсудимых находятся сигарета и алкоголь на совести, которых огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Зада-ча судьи и присяжных – выслушать дело обвиняемых, историю, все положи-тельные и отрицательные стороны дела. И вынести справедливый вердикт «Виновны или не виновны».
Итак, начинаем судебное заседание.
Всем встать, суд идёт!
Судья: Прошу садиться. Сегодня на заседании суда слушается дело № 13 «Суд над вредными привычками». Слушается дело по обвинению вредных привычек : сигареты и алкоголя, которые поселились в нашем городе. Они яв-ляются общественно-опасными, социально-вредными и чуждыми нашему об-разу жизни элементы, искушающие душу и мозг человека.
Слушание объявляется открытым.
Судья: в качестве обвиняемых вызывается: Сигарета и Алкоголь.
(Обвиняемых вводят и усаживают на скамью подсудимых).
Судья: Подсудимые встаньте! Вы доверяете суду?
Обвиняемые: Да, доверяем.
Судья: Есть ли у вас дополнения к составу суда?
Обвиняемые: Нет!
Судья: Хорошо! Вы обвиняетесь в предумышленном разложении молодого поколения. Вам ясны представленные обвинения?
Обвиняемые: Допустим.
Судья: Отвечайте «да» или «нет»!
Обвиняемые: Да.
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, уважаемая публика и присяжные! Обвиняемые вред-ные привычки являются нарушителями порядка в нашем городе. Табакокуре-ние и распитие спиртных напитков наносит вред не только своему здоровью, но и окружающим.
Судья: Первым слушается дело Сигареты! Слово предоставляется прокуро-ру.
Прокурор: Ваша честь, господа присяжные! Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против курения. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени курение завоевывало страны и континенты, и никакие, даже самые страшные наказания не могли остановить победного шествия табака.
В ходе изучения проблем, связанных с табакокурением, выяснилось:
1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от ку-рения.
2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.
3. Страдают чаще те, кто приобщился к курению с малых лет.
Но мода на курение сейчас прошла. Практически везде запрещено курение в общественных местах.
Секретарь суда: Для дачи показаний вызывается обвиняемая сигарета.
Судья. Приступаем к допросу обвиняемой. Итак, ваша фамилия, имя, отче-ство?
Сигарета. Имею только имя.
Судья. Какое?
Сигарета. Сигарета
Судья. Оно у вас одно?
Сигарета. Нет, меня называют еще табак, папиросы.
Судья. Дата вашего рождения?
Сигарета. Точно не установлено.
Судья. Ваши родители?
Сигарета. Их у меня много. Это кубинцы, и португальцы. Своим родителем я могу считать Христофора Колумба, а также Петра 1, который разрешил ввоз табака из-за границы.
Судья. Имеете ли вы судимость?
Сигарета. Да, в 1604 г вышел труд «О вреде табака», принадлежавший Яко-ву 1 Стюарту, королю Англии, который являлся ярым противником курения. Кроме того, в Англии в свое время был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злост-ных курильщиков казнить, и их отрубленные головы с трубкой во рту вы-ставлять на площадях для всеобщего обозрения». При царствовании на Руси царя Михаила Федоровича за курение на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. Правительства рядов современных цивилизованных стран начали издавать законы по борьбе с ку-рением.
Судья. Кто является вашими соучастниками?
Сигарета. Это спекулянты, предприниматели, рекламодатели, те люди, кото-рые меня употребляют.
Секретарь. Слово для защиты предоставляется Адвокату.
Адвокат: Ваша честь! Перед вами жертва клеветы! Миллионы людей во всем мире сигарету очень любят. Очень немногие решаются с ней расстаться. Не-редко курильщик предпочитает лишиться руки или ноги, но не бросает ку-рить. Некоторые девушки курят, чтобы не полнеть.
В защиту своей подсудимой могу сказать следующее: Жан Нико, француз-ский посланник в Португалии, в 1559 году преподнёс французской королеве Екатерине Мидичи сухие листья табака с рекомендацией понюхать их при го-ловной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табач-ных листьев облегчал такие приступы. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске, сыне Екатерины, также страдав-шем мигренью, стало своеобразной модой.
Прокурор: Считаете ли вы себя виновной?
Сигарета: Нет, не считаю! Для слабого, безвольного и закомплексованного подростка – сигарета порой единственная возможность выглядеть взрослым, самостоятельным человеком, завоевать авторитет. С сигаретой человек вы-глядит круто, все девчонки обращают на него внимание. По утрам я застав-ляю людей мучиться от жёсткого кашля, не даю быстро бегать и ходить, вы-зываю зависимость, множество опасных заболеваний, рак.
Прокурор: Обвиняемая, скажите, много ли у вас поклонников?
Сигарета: О да! По моим данным, в Англии курит мужского населения. Уверена, что среди присутствующих в этом зале есть немало моих поклонни-ков.
Прокурор: Но вы знаете о пагубности ваших чар?
Сигарета: Ну и что же? Я ведь никого не заставляю! Они сами.
Прокурор: И что же влечет начинающих курильщиков к вам?
Сигарета:
Мое имя – Сигарета,
Я красива и стройна
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам
Независимо от знаний
Скажем прямо – слабакам.
Секретарь: Для дачи показаний приглашается мозг человека.
Головной мозг.
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.
От курения особо страдает нервная система. Возникает недостаточность мозгового кровообращения. Угарный газ снижает интенсивность нервных процессов. Изменяется и поведение курящих: желание курить появляется ча-сто во время урока, ученик отвлекается, мечтая о желанной затяжке табачным дымом.
Прокурор: Чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одной системы, которая бы не страдали от его последствий. Особый вред табак наносит молодому орга-низму. У юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие не-которых органов. Повышается вероятность заболевания раком. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик бук-вально «глупеет», почти ничего не запоминает. Врачи установили, что ку-рение является одной из причин различных нервных расстройств у подрост-ков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность, возникают частые го-ловные боли.
Почему это происходит?
1. Никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества отравля-ют организм.
2. Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани.
3. Изменяется поведение курящих, почти каждую перемену они проводят в облаках табачного дыма. Те, кто стоят с ними рядом, даже если сами не курят, превращаются в пассивных курильщиков, что тоже очень вредно для организма.
Судья: Может что-то защита желает добавить?
Адвокат: Немало горьких упрёков высказано в адрес моей подзащитной. Ку-рение действительно вредное увлечение. Вредно и то, что сигарета при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидна, не она курит, а ее курят. Так что курить или нет, прежде всего, зависит от самого человека.
Судья: И в этом сторона защиты тоже права.
Секретарь суда: Суд просит присяжных взвесить все аргументы «за» и «про-тив» и вынести свой вердикт. А пока предлагаю просмотреть рекламу (рекла-ма против курения, снятая обучающимися на телефон).
Судья: Теперь заслушаем дело алкоголя. Привычка, покалечившая не одну жизнь, ни одну семью. Предлагаю заслушать самого обвиняемого. Для дачи показаний приглашается алкоголь. Считаете ли вы себя виновными?
Алкоголь: Нет, не считаю. Спиртные напитки, пиво, коктейли - это вовсе не опасно, но зато «круто», это настоящий мужской напиток. И успешно позна-комиться с девушкой лучше всего держа в руках не цветы, а 2 бутылки пива или коктейля – для себя и для неё!
Судья: Слово предоставляется медику.
Прокурор: Расскажите нам, как влияет алкоголь на организм.
Медик: Нарушения нервной системы при приеме алкоголя развиваются по-степенно. Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипо-таламусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чув-ство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». Так возникает стремление к спиртному. Постепенно раз-рушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приво-дит к деградации личности. Нарушается координация движений, т. е. деятель-ность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры. При тяжелой степени опьянения наблюда-ется беспричинная агрессивность, невнятная речь. Затем наступает глубокий сон, далее - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним бы-ло в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совер-шаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. че-ловеческих жизней.
Судья: У вас есть вещественные доказательства, которые можно приложить к делу.
Медик: Да конечно. Это видеоматериалы. Можем посмотреть. (видеосюжет)
Судья: Для дачи показаний приглашается мозг человека.
Мозг: Никотин и алкоголь – это наркотические вещества. Наркотики – это яды, которые действуют на нервную систему, прежде всего на головной мозг. Они нарушают нормальную работу клеток коры полушарий головного мозга. При употреблении алкогольных напитков в особенности страдает мозг и нервная система человека. Ухудшается память, внимание, мышление, резко меняется поведение, деформируется личность. Систематическое употребление алкоголя очень быстро ведёт к привыканию. Появляется так называемая пси-хическая зависимость.
Судья: Далее для дачи показаний вызывается свидетель смерть.
Смерть: В последнее время у меня столько работы появилось… я уже не успеваю. Почему же человечество продолжает употреблять эти, безусловно, вредные вещества, хотя известна их степень опасности для здоровья. Вместе с деньгами люди теряют не только здоровье, но и благополучие семьи, гено-фонд нации. В мире всегда должен быть баланс, смертность не должна пре-вышать рождаемость, а в реальности всё совсем иначе. С этим срочно нужно что-то делать! Предлагаю видеосюжет с места последних собы-тий. (социальный ролик)
Секретарь: Слово для защиты предоставляется Адвокату.
Адвокат. Все услышанное очень однобоко. Почему все говорят только о дей-ствии этилового спирта, содержащегося в вине? Мне кажутся справедливыми слова: «вино молодит, вселяет силы». Еще Гален, Аристотель использовали вино как лекарство. Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу вредным или полезным. Присутствие этилового спирта в кефире человек не замечает и употребление этого продукта никто не называет преступлением. Прошу быть снисходительнее, так как сам человек виновен, поскольку не мо-жет воспитать в себе волевые качества и выработать правильное отношение к алкоголю.
Судья: Все ясно! А пока ваши объяснения господин Алкоголь!
Сигарета: Он не может говорить, он только поет…
Алкоголь:
Легко на сердце от водки веселой
Она скучать не дает никогда
И любят водку деревни и села
И любят водку большие города.
Нам водка строить и жить помогает
Она как друг и зовет и ведет
И тот, кто с водкой по жизни шагает
Тот никогда и нигде не пропадет…
(Алкоголь засыпает)
Судья. Так, ну и тут всё понятно!
Мы выслушали всех обвиняемых и свидетелей, но хотелось бы послушать и пострадавших. (Выходят дети).
ДЕТИ:
Они нас держат в железных тисках,
Нам трудно соблазнов их не принять.
А позже дурман, болезни и страх
И нас уже почти совсем не узнать.
Мы слышим рекламу ночью и днем
Про пиво, сигары и водку,
Мы скоро народ до того доведем,
Что сядет он с дури в дырявую лодку.
Судья. Прокурор. Адвокат. (вместе)
Глаза свои открой! Смотри и повторяй!
Курение долой и пить не начинай!
Глаза свои открой! Смотри и повторяй!
Верность соблюдай! Курить и пить не начинай!
Жизнь свою спасай!
Секретарь суда: Суд просит присяжных взвесить все аргументы «за» и «про-тив» и вынести свой вердикт. А пока предлагаю просмотреть рекламу (рекла-ма против алкоголя, снятая обучающимися на телефон).
Судья. Прослушав выступления обвинения и защиты, суд постановил изгнать человеческие пороки – курение и пьянство из нашей жизни. Судебное заседа-ние объявляется закрытым. (Удар молотком). Охрана выводит обвиняемых из зала
Учитель: Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод и принять решение: прежде чем взять сигарету, рюмку спиртного, употреблять пиво, кем бы они ни были предложены, подумайте о последствиях и научитесь, твердо говорить: «НЕТ!»