Здоровьесберегающии технологии в логопедии

Шостак Светлана Николаевна
Здоровьесберегающии технологии в логопедии

Здоровьесберегающие технологии в логопедии.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.

• Не создав фундамент здоровья в дошкольном и младшем школьном возрасте, трудно сформировать здоровье в будущем.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика

Е. С. Полат и А. Н. Леонтьев - основоположнини здоровьесберегающих технологий считали,что деятельность учителя должна быть направлена на формирование,укрепление и сохранение здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н. К.Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении».

Другой исследователь, В. Д. Сонькин, под здоровьесберегающими технологиямипредлагает понимать следующее:

o благоприятные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);

o оптимальную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

o необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

М. М. Безруких дополняет здоровьесберегающие технологии понятием «здоровьесберегающие мероприятия»и относит к их числу:

o диспансеризацию детей;

o профилактические прививки;

o дни здоровья, турпоходы;

o спортивные праздники;

o беседы о здоровье с детьми;

o беседы о здоровье с родителями;

o компонент);витаминизацию;

Использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

• повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

• - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

• -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

• На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка

• В своей логопедической работе я с успехом использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Кинезиология (А. Л. Серотюк) – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание,речь, пространственные представления,мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Артикуляционная гимнастика:

уменьшаем спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения,направленные на развитие динамической координации речевых движений:

- статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

- динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

А также зондовый массаж,самомассаж,массаж артикуляционного аппарата.

Физкультминутка и динамическая пауза— прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Выберите несколько подходящих вам физкультминуток, меняйте их через 1-2 недели (все зависит от ребенка).Физкультминутки для снятия напряжения и усталости. Для выработки чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Дыхательная гимнастика:

Улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль. Возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Пальчиковая гимнастика:

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на:

Развитие мозга ребёнка; Стимулирование развития речи; Развитие творческих способностей; Развитие фантазии; Расслабление мышц рук и всего тела; Улучшение произношения звуков.

Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

Пластилинография, игры с мячом,су-джок терания, использование марблосов, спичек, счетных палочек, шнуровок.

Массаж и самомассаж рук

Под воздействием несложных массажных упражнений достигаетсянормализация мышечного тонуса,происходит стимуляция тактильныхощущений, а также под воздействие мимпульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым,более благотворно развивается речевая функция.

Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее

напряжение

Зрительная гимнастика и технология с офтальмотренажорами В,Ф.Базарного:

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу можно брать упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Технологии Арт-терапии: сказкотерапия,музыкотерапия,пескотерапия,цветотерапия,изотерапия.

Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено,что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.

Аромотерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 минут т. е. занятие. Для ослабленных, угнетенных,или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.

Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся движениях,физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т. д.

Вот почему следует помнить, что НЕПОДВИЖНЫЙ РЕБЁНОК НЕ ОБУЧАЕТСЯ.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение

ПРИНЦИПЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

• - принцип «Не навреди!»;

• - принцип сознательности и активности;

• - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• - принцип систематичности и последовательности;

• - принцип доступности и индивидуальности;

• - принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

• - принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

• - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Здоровьесберегающии технологии в логопедии
Опубликовано: 12 марта 2020 в 15:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...

6 мая. День посадки семян на МААМ

 «Один день год кормит» — говорят про весенние посевные работы, которым посвящен наш очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про семена и...


Горячие темочки