Шостак Светлана Николаевна
Здоровьесберегающии технологии в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
• Не создав фундамент здоровья в дошкольном и младшем школьном возрасте, трудно сформировать здоровье в будущем.
Публикация «Здоровьесберегающии технологии в логопедии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика
Е. С. Полат и А. Н. Леонтьев - основоположнини здоровьесберегающих технологий считали,что деятельность учителя должна быть направлена на формирование,укрепление и сохранение здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н. К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении».
Другой исследователь, В. Д. Сонькин, под здоровьесберегающими технологиями предлагает понимать следующее:
o благоприятные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
o оптимальную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
o необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
М. М. Безруких дополняет здоровьесберегающие технологии понятием «здоровьесберегающие мероприятия» и относит к их числу:
o диспансеризацию детей;
o профилактические прививки;
o дни здоровья, турпоходы;
o спортивные праздники;
o беседы о здоровье с детьми;
o беседы о здоровье с родителями;
o компонент);витаминизацию;
Использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях :
• повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
• - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
• -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
• На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка
• В своей логопедической работе я с успехом использую следующие здоровьесберегающие технологии :
Кинезиология (А. Л. Серотюк) – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание,речь, пространственные представления,мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Артикуляционная гимнастика:
уменьшаем спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:
- статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».
- динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».
Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.
А также зондовый массаж,самомассаж,массаж артикуляционного аппарата.
Физкультминутка и динамическая пауза— прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Выберите несколько подходящих вам физкультминуток, меняйте их через 1-2 недели (все зависит от ребенка).Физкультминутки для снятия напряжения и усталости. Для выработки чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.
Дыхательная гимнастика:
Улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль. Возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Пальчиковая гимнастика:
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на:
Развитие мозга ребёнка; Стимулирование развития речи; Развитие творческих способностей; Развитие фантазии; Расслабление мышц рук и всего тела; Улучшение произношения звуков.
Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Пластилинография, игры с мячом,су-джок терания, использование марблосов, спичек, счетных палочек, шнуровок.
Массаж и самомассаж рук
Под воздействием несложных массажных упражнений достигаетсянормализация мышечного тонуса,происходит стимуляция тактильныхощущений, а также под воздействие мимпульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым,более благотворно развивается речевая функция.
Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее
напряжение
Зрительная гимнастика и технология с офтальмотренажорами В,Ф. Базарного:
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу можно брать упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Технологии Арт-терапии : сказкотерапия,музыкотерапия,пескотерапия,цветотерапия,изотерапия.
Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.
Аромотерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 минут т. е. занятие. Для ослабленных, угнетенных,или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.
И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.
Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся движениях,физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т. д.
Вот почему следует помнить, что НЕПОДВИЖНЫЙ РЕБЁНОК НЕ ОБУЧАЕТСЯ.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение
ПРИНЦИПЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
• - принцип «Не навреди!»;
• - принцип сознательности и активности;
• - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• - принцип систематичности и последовательности;
• - принцип доступности и индивидуальности;
• - принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
• - принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
• - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.