Колосова Эльвира
Организация деятельности дошкольного учреждения в период ограничительных мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности дошкольного учреждения в период ограничительных мероприятий
Секреты успешных родителей
Колосова Эльвира Александровна,
учитель – дефектолог МДОУ детский сад «Далай»
ГО «Поселок Агинское»
Аннотации. В данной статье представлена организация деятельности дошкольного учреждения в период ограничительных мероприятий. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям в дистанционном режиме по развитию детей дошкольного возраста с выраженным синдромом дефицита внимания и гиперактивностью посредством игровых технологий в условиях семейного воспитания.
Публикация «Организация деятельности дошкольного учреждения в период ограничительных мероприятий» размещена в разделах
Ключевые слова: СДВГ, гиперактивность, онлайн, дистанционно, родители, взаимодействие.
В период ограничительных мероприятий, когда традиционные формы контактного взаимодействия стали недоступны, мы апробировали иные формы в дистанционном режиме. Особенность дистанционного взаимодействия воспитателей и детей включает в себя выбор необходимого методического обеспечения для организации дистанционного обучения, последовательного и систематического сопровождения семьи, оказание консультативной помощи.
Чтобы учесть мнение родителей в выборе взаимодействия, был проведен опрос - «Насколько интересно и возможно дистанционное общение, и взаимодействие в период приостановления деятельности детского сада?». Большинство родителей и детей откликнулись на новую форму общения, отправляли фото, видео о своих успехах и достижениях.
Одним из направлений психолого-педагогической поддержки родителей стало сопровождение семей, имеющих детей с проблемами гиперактивности. В нашем дошкольном образовательном учреждении почти в каждой группе есть дети с проблемным поведением. У них наблюдаются определенные особенности познавательной сферы, среди которых: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, низкая способность к произвольной регуляции поведения, трудности в процессе восприятия (слухового, зрительного, тактильного, а также незрелость в эмоционально-волевой сфере, которая обусловливает своеобразие их поведения. Поэтому крайне важно было не терять контакта с этими детьми и помочь родителям в условиях пандемии заниматься с детьми, которым нужен особый подход. [3]
С целью обеспечения методической и консультативной помощи родителям, было принято решение о включении семей в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения через современные технологии дистанционного обучения, что позволило качественно изменить условия взаимодействия педагогов и родителей.
В дошкольном учреждении разработана Программа по коррекции нарушений поведения детей с СДВГ, которая основана на методических разработках автора И. Л. Арцишевской. Программа направлена на формирование у детей произвольного поведения, снятия эмоционального напряжения, развитие внимания и усидчивости. [4]
Стратегия работы с родителями в условиях онлайн заключалась в том, чтобы родители приобрели необходимые навыки работы в удаленном режиме, развивали у детей за пределами ДОУ навыки самоконтроля и адаптации детей к социуму в различных жизненных ситуациях, а также к дальнейшему успешному освоению программы школьного обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в систематической, непрерывной работе, только тогда количество и качество знаний будет увеличиваться. [1]
Как показала практика наиболее эффективной формой взаимодействия стал консультариум «Родительский университет». Работа проходила в режиме онлайн на платформах Zoom, Google Meet. Родители в онлайн режиме получали консультации и рекомендации по заданным проблемам, проводились тренинги с родителями. Родители получили консультации по корректному и правильному подходу в воспитании ребенка в семье. Ссылка на «Домашнюю игротеку»
https://aginsk-mdou-dalai.ru/index.php/sovety_ot_specialistov-297
https://aginsk-mdou-dalai.ru/index.php/poka_vse_doma-292
Онлайн-тренинги были также направлены на отработку воспитания ребенка, цель тренингов направлена на проникновение в мир детей, которые помогли грамотнее организовывать процесс воспитания, построить взаимодействие в семье. [2] Количество участников: родителей 5 человек, специалисты службы сопровождения. Также очень востребованы родителями были мастер-классы, которые проводились в режиме онлайн. Специалистами дошкольного учреждения были разработаны короткие видеозанятия для обучения родителей, которые были размещены на сайте ДОУ и в группах мессенджер Viber, WatsApp.
Мастер-класс:
«Волшебство на кухне»
Цель: развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, осуществить совместную поддержку в организации совместной игры.
В результате данных мастер- классов родители научились находить правильный подход в развитие детей, проводить время с пользой для малыша в домашних условиях, что позволило не только проводить время с интересом, но и развивать мелкую моторику, мышление и т. д.
Видеозанятия позволили в режиме оффлайн провести обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком, способствовали формированию интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей, а также формированию позитивного образа ребёнка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний. Информация об опыте представлена в виде пост-релизов в социальных сетях facebook и в контакте на страницах детского сада.
Мобильная работа по оказанию своевременной психологической и информационной помощи семьям проходила и в «Группе доверия» в мессенджерах Viber и WatsApp. Здесь родители задавали интересующие их вопросы, получали поддержку и помощь в различных ситуациях.
В период карантина наибольшую популярность как среди родителей, так и среди детей приобрела рубрика на сайте детского сада «Домашняя игротека», где размещены картотеки игр от специалистов ДОО, направленных на развитие и коррекцию навыков в форме игры в семье.
С наибольшим интересом дети подхватили идею челленджа, жанр интернет-роликов, в которых дети выполняли задания на видеокамеру и передавали вызов другим детям в своей группе. Такие короткие видеозадания мотивируют родителей и детей на общение хоть и виртуального характера, но зато с творческим началом. Вот такие челленджи запущены были в период карантина :
«Мой домашний любимец»
«В помощь маме и папе»
«Дарю весеннее настроение»
Для организации дистанционной работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста мы придерживались следующих правил:
- Наличие желания взаимодействовать не только у педагога, но и у родителей. Эмоциональная вовлеченность педагога в новый процесс, позитивное отношение всех к новым формам взаимодействия.
- Наличие технических возможностей, которое подразумевает наличие гаджетов, интернета и заранее выбранной платформы.
- Систематизация материалов. Педагогу необходимо изучить запросы родителей, и обобщив, создать электронный кейс материалов.
- Определение формы и времени взаимодействия. Это самый сложный для педагога этап работы, при котором важно сохранить личностно-ориентированный подход, продумать формы взаимодействия – индивидуальными или малыми подгруппами, дифференцировать время и формы в зависимости от условий и потребностей участников.
Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс, предоставление возможности продуктивно проводить досуг с детьми в семье был отработан специалистами детского сада в дистанционном режиме, что позволило обеспечить повышение уровня их компетенции.
Список литературы:
1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
2. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей - Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М. : Книголюб, 2008.