Ирина Соболева
Семейный клуб. Дискуссия «С кем поведешься, от того и наберешься, или с кем и как дружит мой ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дружба очень важна для человека и становления его как личности. Дружба – это не просто совместное времяпрепровождение, это умение понять другого. Умение быть искренним, готовность прийти на помощь и готовность обратиться за помощью и принять её, способность оценить достоинства и простить недостатки другого человека.
Иногда от родителей можно услышать: “Друг у него плохой, всё плохое у него от друга”. Пробуют запретить дружить, приводить друга домой. Есть и другая крайность, когда родители вообще не обращают внимания на друзей ребёнка. Имеет ли право ваш ребёнок иметь друга? Давайте поразмышляем.
Публикация «Семейный клуб, Дискуссия „С кем поведешься, от того и наберешься, или с кем и как дружит мой ребенок“» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком. Наша задача - вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их.
У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. Дети зачастую выбирают друзей по своему образу и подобию. Следует с пониманием относиться к выбору ребёнка.
Наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются те дети, которые умеют уступить, помочь, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому – наиболее высоко ценятся детской группе. Эти качества называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнёру, враждебность и т. д., напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.
Пяти - шестилетние дети обращают внимание на совместную игру. Помните из нашего детства : «Как тебя зовут? Давай играть в прятки?», «Мам! Я с девочкой познакомилась!» Это никуда не ушло, все дети проходят те же этапы зарождения и становления дружбы, что и мы двадцать - тридцать лет назад, когда сами были малышами. Только игры немного видоизменились.
После проведения эпизодического совместного досуга новоиспеченные «друзья» легко забываются, если жизнь не сталкивает с ними снова. Очень важен принцип территориальной доступности. Настоящими друзьями становятся те, совместные игры с кем предопределены – ходят в один детский сад, в одну спортивную секцию или часто гуляют в одном дворе. Тот же принцип действует и во взрослом мире, согласитесь.
Важно отметить, что к 5-6 годам у ребёнка появляется детское самолюбие – мощнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию. Ребёнок начинает переживать себя в качестве социального индивида. Здесь же проявляется потребность ребёнка быть лидером. Стремление к лидерству есть реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Необходимо дать понять ребёнку, что каждый самый лучший в чём – либо.
Иногда ребёнок жалуется на то, что Маша (Ваня, Серёжа)его обижает. И зачастую родители, не разобравшись, встают на сторону своего малыша. Это естественное чувство – уберечь, защитить. И ребёнок от нас, родителей, ждёт именно этого. Но для того, чтобы в дальнейшем ребёнок мог самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией, нам нужно научить его анализировать свои поступки.
Важно знать, что конфликты неизбежны в любой детской среде. И вовсе не потому, что ребёнок дружит с «неподходящим, плохим» мальчиком или девочкой. Просто у дошкольников еще нет понятия правильного поведения. Через конфликты обретается навык управления своими действиями и эмоциями. Задача родителей научить правильно вести себя в таких ситуациях. Нужно объяснить, что каждый имеет право на выражение своих эмоций, что важно уважать других. Не стоит прививать ребенку агрессивный настрой. Как правило, это только усугубляет ситуацию. Но и подчеркните, что не надо бояться высказывать свое мнение и желание. Для малышей главным арбитром в споре становятся взрослые, которые объясняют и озвучивают за них их действия, учат договариваться мирным путем.
Возможные темы дискуссий :
- Родители – пример для детей.
- Идём в гости (разновозрастное общение).
- Способы решения ребёнком споров.
- Необходимость помощи родителей в случае примирения после ссоры (дразнилки, шутки и т. п.).
- Рассуждение на тему пословиц: «дурной пример заразителен», «с кем поведёшься, от того и наберёшься»
Педагогическое напутствие.
Чаще хвалите ребёнка. Похвала повышает самооценку,стимулирует проявление лидерских качеств и закрепление за ребёнком определённого авторитета.
Развивайте в ребёнке самостоятельность. Позвольте ему быть самим собой. Помните, что при гиперопёке у ребёнка развивается нерешительность, неуверенность в своей компетентности, что ведёт к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.
Создавайте возможности для дружбы. Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь. Если возникает конфликт, посоветуйте возможные пути решения, помогите справиться с ситуацией. Хвалите за добрые поступки и порицайте за эгоистичные. Читайте детям книги о дружбе, которые учат как правильно вести себя с друзьями. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»; любителю похвастать – «Заяц - хваста». Читая, важно задавать детям вопросы: «Что именно ты понял?», «Какой можно сделать вывод?», «Как бы ты поступил?». «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Фантазёры» Н. Носова, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Снежная Королева» Г. Х. Андерсена, «Синие листья» В. Осеевой, «Денискины рассказы» В. Драгунского – эти и другие сказки и рассказы о дружбе смело можно читать детям. А можно придумать и свою сказку, самим или вместе с ребенком. Это будет семейная сказкотерапия. Придумываем сказку, в которой ребенок проживает какие-то трудные для него ситуации, которые ему сложно решить или преодолеть самостоятельно. И обязательно заканчиваем сказку тем, что найден выход и способ преодоления трудностей. Так в жизни ребенку будет легче справляться с трудностями в общении.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1996.
2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003.
3. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М., 2001.