МААМ-картинки

Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?»

Марина Соловьёва
Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?»

СЕМИНАР для методистов «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? Субъект или объект? В чем заключается поддержка инициативы детей в разных видах деятельности?»

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и

«индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения,«индивидуальность».

Публикация «Семинар для старших воспитателей „Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?“» размещена в разделах

2. Определить с педагогами признаки «субъекта» деятельности, осознать свою педагогическую позицию и содержание своей педагогической деятельности для того, чтобы сделать ребенка «субъектом» своего образования.

1. Вхождение в тему. УПРАЖНЕНИЕ «МУДРЫЕ МЫСЛИ».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их.

1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

2. Человек может лишь активно собрать себя в личность. Макс Шелер

3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все! (Видья Балан)

4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан. (Марлон Брандо)

2. Семинар – практикум.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Сквозной нитью через Стандарт проходит принцип индивидуализации:

1.4. 2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

1.4. 3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия?

индивидуальный подход в образовании и Индивидуализация образования

индивидуальный подход в образовании

*От педагога

Цель:Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

*Распространяется на небольшую часть детей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*диктат и опека

*следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

*ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

*от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

Индивидуализация образования

[/u]

*От ребенка

*Цель:Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

*Распространяется на каждого ребенка

*Ребенок субъект собственной деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские отношения

*инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

*ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

*Карта развития ребенка

ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, образца, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева).

Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

М. М. Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.

Ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Так, в пособии В. В. Горшковой выделяются следующие признаки субъекта:

- активность,

- сознательность,

- свобода,

-ответственность,

- уникальность,

- способность к творчеству,

- способность действовать по собственному убеждению,

- аргументированно противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.

Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой?

Любой, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

Предлагаю Вам разделиться на 7 групп (по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах (2-3 на выбор, примерно вот так:

-Вид деятельности, форма

-В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?

-Как педагог может поддержать детскую инициативу?

-Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?

-Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?

-Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью?

-Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок?

-В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?

-Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

-Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?

Обсуждение результатов работы групп.

РЕФЛЕКСИЯ. Давайте с помощью шести шляп (шесть групп). Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога?»

Публикации по теме:

Внедрение технологии лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ Работая с детьми, четвертого года жизни, я обратила особое внимание, что дети заинтересованы лего – конструированием. Программа нашего ДОУ.

Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс»Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс» В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования Дошкольное образование - единственная образовательная ступень, на которой к ребёнку не предъявляется нормативных требований. Тем не менее,.

План по внедрению этнокалендаря ВОП (воспитательно-образовательный процесс) План работы с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Чебурашка» по внедрению этнокалендаря на 2014-2015 учебный год № п/п Наименование мероприятия.

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Семья являет.

Семинар для старших воспитателей «Использование новых форм работы с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий» Мастер-класс для родителей "Чудесные превращения спортивного уголка" Во время проведения семинара был показан мастер-класс с участием семей.

Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Цель: повышение компетенции воспитателей в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды группы. Многие воспитатели на.

Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Подготовила заместитель заведующей по воспитательной работе Книжникова Т. Н. 1 слайд Тема, план семинара 1. «Актуальность использования ИКТ.

Семинар-практикум для воспитателей «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Форма проведения: методический театр (использование комплексно-тематического принципа построения образовательной модели). Сказка «Планирование.

Условия для индивидуализации дошкольного образования Центр науки и экспериментированияПриродный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва, пробки и т. д. Технические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?»
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 20:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД