Приложение МААМ

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения

Елена Лойко
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

"Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО"

Слайд 1

Раннее детство - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.

Слайд 2

Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

Организация работы с детьми раннего возраста на сегодня является одним из наиболее актуальных направлений деятельности образовательного учреждения. В частности в майском Указе Президента РФ от 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена необходимость достижения 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Значение периода раннего детства для дальнейшего развития личности переоценить невозможно. И поэтому особенно важно, в какой среде находится бурно развивающийся организм.

Слайд 3

Развитие и обучение детей раннего возраста происходит в специально организованных играх и занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

-образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.

-длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;

-важно повторение занятий, действия, умения – знания, приобретенные ребенком. Становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; или один и тот, же материал, но меняется задание.

Слайд 4

Педагоги в своей воспитательной деятельности руководствуются ФГОС ДО, который определяет основные направления развития дошкольников : физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Слайд 5

В соответствие с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 57», воспитателями разработана рабочая программа образовательной деятельности во второй группе раннего возраста и включает в себя обязательную часть Программы разработанную с учетом Основной образовательной программой дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (Ясельки) Каплунова И. М., Новоскольцева И. А.

Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений разработана с учетом парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А.

Слайд 6

Во второй группе раннего возраста проводится 11 занятий в неделю.

Длительность занятий 10-15 минут, проводятся они ежедневно утром и вечером. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим, подвижные и дидактические игры. На третьем году жизни возможно проведение некоторых видов занятий со всей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать, начали - согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Таким образом, малыши на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить.

Слайд 7

Во второй группе раннего возраста занятия по развитию речи проводятся два раза в неделю, по методическому пособию В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей.

Речевая и умственная нагрузки, предусмотренные при планировании работы в сентябре - октябре, заметно меньше, чем в последующие и месяцы, а продолжительность некоторых занятий всего 6-7 минут. Это сделано преднамеренно, чтобы постепенно сформировать у детей желание заниматься. Учтена и еще одна особенность детей данного возраста : после занятия малыши не спешат разойтись, они тянутся к воспитателю, к тем игрушкам, которые им показали. Дети, малоактивные на занятиях, смелее действуют с игрушками и отвечают на вопросы педагога именно в это время. Таким образом, освоение программного материала продолжается еще в течение 3-4 минут.

Слайд 8

Занятие по физической культуре проводятся по методическому пособию С. Ю. Федоровой «Планы физкультурных занятий». Занятия с детьми проводит воспитатель в групповом помещение. Периодичность проведения занятий – два физкультурных занятия в неделю. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Третье физкультурное занятие проводится на улице в условиях спортивной площадки. В зимний период физкультурные занятия с детьми до трех лет на улице не проводятся. А компенсируются проведением спортивного развлечения в условиях спортивного зала. Образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Слайд 9

Образовательная область познавательное развитие реализуется в процессе организации занятий по ФЭМП и ознакомление с окружающим миром.

Занятия по ФЭМП проводятся по методическому пособию И. А. Помораевой, В. А. Позиной. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Это способствует повышению активности детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач. В ходе игр и упражнений дети не только учатся определять количество, величину и форму предметов, а совместно с воспитателем называют и сами предметы. Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом - большие и маленькие матрешки или собачки.

Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Поэтому на занятиях после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а затем к цвету.

Слайд 10

Ознакомление с окружающим миром осуществляется по методическим пособиям О. А Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду», Л. В. Абрамовой, И. Ф. Слепцовой «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Образовательная деятельность проходит в форме наблюдений и дидактических игр.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагоги распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Например, ставится конкретная задача - познакомить детей с некоторыми вещами или игрушками, которые находятся в групповой комнате. В процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними. Однако темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети научаются быстрее, чем называть их. Соответственно от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах или движениях: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются элементарные знания об окружающем. Их успехи на занятии определяются также тем, интересно или неинтересно им его содержание. Поэтому воспитатели, разными способами поддерживают заинтересованность участников занятия, стремятся вызвать у них положительные эмоции. Создавая условия для возникновения у детей положительных эмоций.

Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.

Слайд 11

В образовательную область художественно-эстетическое развитие входит изобразительная деятельность, музыка.

Музыкальная деятельность осуществляется по методическому пособию И. Каплуновой, И Новоскольцевой «Ладушки», (Ясельки). Относится к основной части ООП. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста проводятся в разной последовательности для поддержания у детей интереса. Детей учат по-разному здороваться: громко, радостно, тихо, почти шепотом; по-кошачьи, по-собачьи, по-птичьи. Так дети учатся различным звукоподражаниям. С детьми может здороваться педагог или какая-нибудь игрушка (зайчик, котенок, лисичка, кукла) с соответствующей интонацией. С игрушкой дети взаимодействуют на протяжении всего занятия вместе шагают, пляшут, играют. Игрушка может прийти в гости к детям с подарками: погремушками, султанчиками, флажками, платочками. Дети с удовольствием выполняют определенные действия, взаимодействуют с персонажами. Занятие начинается с игры, с пляски или с пения песни. Дети раннего возраста не в состояние усвоить много песен, игр, плясок. Поэтому одну и ту же песню можно использовать и для слушания музыки, и в игре, и в пляске. Дети начинают самостоятельно выполнять движения, услышав знакомую музыку. Знакомство с музыкальными инструментами происходит с самых простых: бубен, треугольник, барабан. Дети учатся узнавать эти инструменты на слух. Главное – занятия должны проходить динамично и эмоционально.

Слайд 12

Продуктивные виды деятельности, к которым относиться изобразительная деятельность (рисование, лепка) проводятся по авторской программе художественного воспитания «Цветные ладошки» и является вариативной частью ООП ДОУ.

В начале учебного года педагоги эмоционально вовлекают малышей в совместную деятельность. Важной особенностью является тот момент, чтобы у детей возник интерес к изобразительной деятельности, появилось желание действовать с художественными материалами и создавать что-то своими руками. Занятия проводятся фронтальным способом. В процессе занятий у детей 2-3 лет обогащается опыт сенсорного восприятия : дети учат различать интенсивность цвета, закрепляют знание цветов. При изучении предметов у дошкольников развивается не только чувство цвета, а также чувство формы.

Воспитатели просят изобразить контур предмета в воздухе, потом на бумаге. Детей заинтересовывают инструментарием: карандаши – это не просто палочки, а палочки, которые оставляют след на бумаге. Детей учат преобразовывать каракули, рисовать линии, точки.

Слайд 13

На занятиях по лепке у детей в возрасте 2-3 лет проводят ознакомительную работу с материалом: пластилином. Дети учатся работать с пластилином, отрывая маленькие кусочки, соединяя их, раскатывая между ладошками. После этого, дети учатся лепить округлые и сплющенные предметы (колобок, яблоко, лепешки, тарелки, соединять вылепленные формы в один предмет.

Все методы обучения детей третьего года жизни носят игровой и наглядно-действенный характер. Оптимальным является вариант образовательной ситуации, в которой дети сначала обследуют предмет, играют с ним и затем изображают. Сначала дети создают образ предмета в лепке, затем в рисовании. Поэтому в программе «Цветные ладошки» многие темы представлены в такой последовательности.

Слайд 14

Основная задача воспитателей при реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие, это способствовать развитию у ребенка представлений о своем облике. Педагоги обращают внимание ребенка на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивают его достоинства. Это делается как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале. Процесс становления общения ребенка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуждаются потребностями во впечатлениях, активном функционировании и общении с взрослым. Потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.

Слайд 15

Таким образом, ранний возраст – это время, когда формируются основы физического, психического и личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 28 августа 2022 в 15:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лойко (УИ 175398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД