Папки-передвижки

Семинар «Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений»

Сташевская Анна Анатольевна
Семинар «Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений»
▼ Скачать + Заказать документы

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. слово "игра"ассоциируется с чем -то неповторимым,радостным. но игра-это не только развлечением времяпрепровождении,вызывающее массу положительных эмоций,что само по себе очень ценно для развития здорового,жизнерадостного малыша. игра-это умение весело и не принужденно учиться. учиться видеть и понимать мир вокруг,учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать,учиться мыслить,творить. игра приходит в мир ребёнка от любящих родителей.

Во что играют дети?

Публикация «Семинар „Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений“» размещена в разделах

Если внимательно присмотреться к играм дошкольников,становиться ясно,что они играют в "настоящую жизнь2,конечно,жизненный опыт,возможность понять,оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах : игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как - будто ведут машину, как - будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться : вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу - дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий, доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других. С помощью различных игр и игровых упражнений в дошкольном возрасте эффективнее всего удается привить интерес к труду и сделать процесс труда занимательнее, радостнее, эмоциональнее. Сама среда должна выступать условием развития и повышения интереса к деятельности. Игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у дошкольников.

Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты. Например, на занятии по обучению стирке предлагалось по фотографиям показать игрушечному Мишке последовательность стирки, т. е. в определенном порядке разложить их: девочка наливает в таз воду, замачивает белье, намыливает белье мылом, отстирывает загрязненные места (трет ткань о ткань, сливает грязную воду, ополаскивает белье в чистой воде, выжимает, вешает белье на веревке.

Обучение детей трудовым умениям следует начинать с проблемной ситуации, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость.

Например, медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют; или куклы отказались повязать салфетки, потому, что они грязные; или детские стулья в групповой комнате пыльные, запачканы гуашью, и если на них сесть, то можно испачкать одежду.

Целесообразно вводить игровые персонажи (куклу Почемучку, неумелых медвежат и т. д.). Стремясь научить их сервировать стол, мыть посуду или стирать, дети встают в активную обучающую позицию. С целью формирования трудовых умений и навыков, развития волевого поведения была организована игра «День рождения куклы Маши», которая заключалась в изготовлении игрушки - самоделки, или подготовке представления, а

также обыгрывание с детьми ситуации вручения подарка кукле. Эта игра формирует заботу, внимательное отношение к другим, учит подчинять свое поведение определенной цели, желаниям других - изготовлению подарка для куклы.

Использовали такие игровые упражнения, которые проводились с целью развития интереса к труду взрослых, знакомства с профессиональной спецификой, с орудиями труда разных специалистов, например, упражнение «Изобрази человека любой профессии». Оно имело целью уточнить знания детей об изображаемых действиях, характерных при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Дети становятся в круг, водящий в центре. Дети произносят такие слова:

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

Кем ты (Саша, Маша) хочешь стать?

Водящий изображает действия - дети угадывают профессию.

Также для будущей профессиональной ориентации и ознакомления с профессиями как частью трудового воспитания проводилась игра «Угадай по», в ходе которой воспитатель по предложенным картинкам с предметом-результатом (фото, пирог, дом) просил детей узнать профессию человека сделавшего, изготовившего данный предмет.

Другим игровым упражнением была игра «Определи по предмету профессию». Дети по очереди достают предметы из мешочка (половник, вата, монеты, расческа, указка, нитки). По предмету дети угадывают профессию.

Из этого цикла интересным заданием было задание «Что лишнее». Оно заключалось в том, что воспитатель предлагает детям картинки с изображением необходимых орудий труда для той или иной профессии с включением орудия для другой профессии, например, градусник, бинт, йод, шприц и половник. Дети должны отгадать, что лишнее и к какой профессии этот предмет относится.

Следующим игровым заданием была игра «Очень вредные советы», где происходило обучение детей с помощью вредных советов делать правильные выводы. В ходе игры зачитывалось стихотворение Г. Остера «Никогда не мойте руки», далее шло обсуждение с детьми его содержания: дети спорили друг с другом о правильности и смысле данных строк. Далее можно предложить детям придумывать необычные способы уборки квартиры, ухаживания за животными.

Следующим сюжетно - ролевым занятием, содержащим интеграцию игры и труд, было задание «Страна Трямляндия». Оно заключалось в первоначальном изучении стихотворения о трудолюбивых и жизнерадостных жителях страны Трямляндия с последующим напоминанием его детьми, тому, кто ленится совершить то или иное действие. Дети, воздействуя с помощью художественного

слова, вызывают эмоциональный подъем, желание исправить неправильный поступок.

Для того, чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких игровых ситуациях дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. А так же целесообразно, по мнению Р. С. Буре для упражнения детей в расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков делать специальные пособия - "пальто" с петлями и пуговицами, "сапоги" с отверстиями для шнурков, "пояс" с пуговицей и петлей. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.. Часто детям младшего дошкольного возраста предлагаются игровые ситуации, имеющие дидактический характер, например: "Уложим куклу спать", "Покормим куклу", "Оденем куклу на прогулку". В таких игровых ситуациях у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание таких игр-занятий непременно должно быть направленно на то, чтобы формировать трудовые навыки, хотя наряду с этим воспитатель может решать и другие воспитательно-образовательные задачи. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков и умений - важная задача дошкольных учреждений. Процесс формирования трудовых навыков должен доставлять удовлетворение и радость - это возможно достичь в условиях правильно организованных игровых ситуаций.

Список литературы

1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. - М. : Сфера, 2007. - 204 с. .Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспиталель и дети. - М. : Просвещение, 2006. - 308 с. .Васильева М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 18.

Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова - М., Педагогика, 2004

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Презентация «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Самое дорогое у человека.

Игра, как средство формирования способности к доброжелательному общению Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 5-6 лет, вероятно, правильнее.

Картотека трудовых поручений в разновозрастной группе ДОУ Картотека трудовых поручений в разновозрастной группе ДОУ Составитель : Кубжасарова Г. И. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Консультация для воспитателей «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у младших дошкольников» Моя работа по трудовому воспитанию началась с приходом ко мне детей раннего возраста. Как они стараются сами зачерпнуть кашу ложкой и поднести.

Подвижная игра как средство формирования детского дошкольного коллектива Детский коллектив-сложный, многогранный организм, состоящий из постоянно меняющихся «элементов»- детей, в него входящих. И каждый раз, когда.

Презентация «Организация трудовых поручений во второй младшей группе» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников» «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда Слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 20:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений»» (включая файлы) размещена пользователем Сташевская Анна Анатольевна (УИ 1644547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД