Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тринеева Ольга Валентиновна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников”

Цель: совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в определённом виде деятельности; развивать творчество и фантазию педагогов; ведение дискуссий, выработка рекомендаций.

План:

1. Организационная игра «Солнышко и дождик».

2.Актуальность темы: «Активные формы работы по формированию экологической компетентности дошкольников».

3. Практическая работа педагогов.

4. Составление синквейна.

5. Рефлексия.

Ход мероприятия:

1. Игра «Солнышко и дождик»

Уважаемые педагоги, мы собрались с вами на семинар, и у каждого из вас своё настроение, свои предположения как пройдёт это мероприятие. Свои ожидания и опасения я предлагаю написать на стикерах и прикрепить к СОЛНЫШКУ (если это ожидания) или к ТУЧКЕ (если это опасения).

(По окончании семинара вы можете поменять свои стикеры на другие.)

Итак, тема сегодняшнего семинара «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников».

2.Актуальность темы: «Активные формы работы по формированию экологической компетентности дошкольников» (старший воспитатель МДОАУ №124)

Задача дошкольного воспитания на современном этапе заключается в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия и реализации неповторимого специфического возрастного потенциала дошкольников.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

Одной из методологических основ ФГОС ДО является системно-деятельностный подход.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г. А. Цукерман (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Росси): «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

Особенностью образовательного процесса в соответствие с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Системно-деятельностный подход создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых умений, знаний, компетентностей, видов и способов деятельности.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования.

В действии порождается знание!

Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Педагогампредлагается дать определение системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании:

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.

Современная педагогика уже отошла от понимания экологического образования, как только просвещения, осознала необходимость скорейшего перехода от информационно-директивной (передача суммы знаний, где фактически происходит односторонний диалог, где преподаватель выступает активной, инициирующей поток информации стороной. У детей механическое воспроизведение полученной информации) от репродуктивных методов к деятельностной модели которая обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие детей

В экологическом воспитании дошкольников системно- деятельностный подход может реализоваться через активные формы и методы работы.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников.

Это такие формы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А для этого педагогу необходимо построить детскую деятельность так, чтобы у воспитанников возник познавательный интерес, для чего их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия. И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха.

3. Практическая работа.

3.1 Разработка с педагогами дидактических принципов реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании.

В результате практической работы педагогамибыли сформулированы принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребнок получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе- обществе- самом себе).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии деятельностного подхода. При организации НОД в рамках деятельностного подхода необходимо помнить, что дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир и что в основе деятельностного подхода лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

3.2. Педагогампредлагается отгадать цитату дня :(предлагаются картинки: мальчик держит в руках рыбку и картинка с изображением взрослого человека и ребёнка с удочкой, где ребёнок ловит рыбу самостоятельно). Педагоги обсуждают возможные варианты.

Правильный ответ:

Конфуций: «Хочешь накормить человека один раз -дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Как это высказывание связано с темой семинара (педагоги делают выводы)

Активные формы работы создают основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Для достижения этих целей педагогу необходимо знать:

какие методы и средства обучения выбрать;

как организовать собственную деятельность и деятельность воспитанников;

как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний,

Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации» и «контролер», а помощник в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

- Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

3.3. Какие активные формы и методы используете вы в своей работе?

Формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования,которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности:

игровые развивающие ситуации,проблемные ситуации, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность,

проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование,

клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Методы и формы,используемые при деятельностном подходе:диалог, проекты, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

3.4. Составить структуру ООД на основе деятельностного подхода.

Результат:

Структура ООД на основе деятельностного подхода

1. Создание проблемной ситуации

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

7. Подведение итогов

4. Составление синквейна. Синквейн – один из активных методов работы с дошкольниками. Педагоги вспоминают, в чем заключается метод составления синквейна.

Затем предлагается составить синквейн по теме «Осень»

Результатом работы стал составленный синквейн на предложенную тему:

Осень

Красивая, золотая

Кормит, радует, вдохновляет

Осенняя пора – очей очарованье

Школа.

5. Рефлексия. Педагогам предлагается оценить практическую значимость семинара-практикума (при помощи картинок "солнышко и «тучка»). Затем заполняется лист «обратной связи».

Публикации по теме:

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Оркестр — это интересно!» ОРКЕСТР - ЭТО ИНТЕРЕСНО Оркестр - как вид и метод развития творческих способностей и музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум для педагогов «Квест «Экологическая игротека» Что же такое квест? Квест (англ.)приключения, поиск. Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию.

Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества»Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народным искусством Северной Осетии-Алании.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар-практикум для педагогов «Возрождение культуры» Цель: Продемонстрировать педагогам необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; Задачи: Изучения обычаев и традиций.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Опубликовано: 9 октября 2019 в 12:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки