Елена Гладких
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии речи детей посредством музыки.
Задачи:
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
План проведения семинара :
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Развитие речи средствами музыки, Чувство ритма“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Теоретическая часть: вступительное слово.
2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть: «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
1. Теоретическая часть.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука.
Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос.
Сегодня мы с вами подробно остановимся на развитии чувства ритма.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способности ребенка. Овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма.
Что же такое ритм? Ритм в общем смысле — это равномерное чередование элементов. Он есть в музыке, живописи, литературе, архитектуре. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Музыкально-ритмические движения выполняют ещё и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомление. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
Один из самых эффективных способов формирования чувства ритма – это игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.
Давайте и мы с вами, как дети поиграем.
2. Практическая часть.
Сейчас мы все вместе отправимся в гости, но сначала давайте познакомимся.
Ритмическая игра-приветствие «Здравствуйте» (с музыкальными инструментами). Педагоги выбирают себе музыкальный инструмент. Все вместе произносят: «Здрав-ствуй-те», отбивая ритм на музыкальном инструменте. Затем точно так же каждый по очереди называет своё имя.
Ведущий рассказывает педагогам о вариантах этой игры и её использовании в отработке любой лексической темы.
Познакомились, теперь все вместе можем отправляться в гости, занимайте места в автобусе.
Педагоги садятся на стульчики.
Музыкальная игра с движениями «Автобус»
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим, все глядим.
Сидят на стульчиках. Изображают, что глядят в окно.
Глядим назад, глядим вперед.
Вот так вот! Вот так вот!
Поворачивают в такт музыке головы то вправо, то влево.
Ну что ж автобус не везет? Не везет?
Удивленно пожимают плечами.
Колеса закружились.
Вот так вот! Вот так вот!
Вперед мы покатились.
Вот так вот!
Руки согнуты в локтях, прямые ладони совершают крутящие движения одна вокруг другой в такт музыке.
А щетки по стеклу шуршат.
Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.
Все капельки смести хотят.
Вжик – вжик – вжик.
Прямыми ладонями совершать движения, имитирующие работу «дворников» автобуса в такт музыке.
И мы не просто так сидим.
«Бип- бип- бип! Бип- бип- бип!»
Мы громко, громко все гудим:
«Бип- бип- бип!»
Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»
Пускай автобус наш трясет.
Вот так вот! Вот так вот!
Мы едем, едем все вперед
Вот так вот!
Покачиваются влево – вправо, изображая, как трясет автобус.
Изображают, что крутят руль.
Мы громко, громко все гудим:
«Бип- бип- бип!» Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»
- И вдруг пошёл дождь!
Ритмическая игра «Дождик» (звучащие жесты)
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Хлопки)
Ты не капай дождик так. (Щелчки)
Мокрые дорожки – (Шлепки)
Мы промочим ножки! - (Притопы).
-А давайте позовём солнышко!
Ритмическая игра «Солнышко» (звучащие жесты)
К солнышку стучим в окно (Хлопки)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)
Ведь тебя мы ждем давно (Хлопки)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)
Лучики нам протяни, (Потирание ладоней вытянутыми руками)
Нас покрепче обними. (Шлепки по груди)
Далее ведущая делит педагогов на 2 группы. Каждой группе предлагается стихотворение, для которого нужно придумать «звучащие жесты».
1. Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
2. Мелкий дождик моросит
Кап - кап - кап - кап!
В листьях сада шелестит
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет мячик у ворот,
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап!
Вот мы и приехали в гости! Нас встречает хозяюшка и приглашает всех к столу, а угощать она нас будет блинами.
Ритмическая игра «Блины» (вариант 1)
Педагоги становятся в круг.
Ой, блиночки (Хлопки) хороши! (Шлепки по коленям)
Напекла вам от души! (Хлопки с притопами с продвижением в центр круга)
Вы, друзья, за стол садитесь (Хлопки с притопами с продвижением из
центра)
И блинками угоститесь! (Потирание ладоней)
С вареньем… (2 хлопка – руки, согнутые в локтях в стороны ладонями вверх)
С творогом…и т. д.
Ритмическая игра «Блины» (вариант 2)
Педагоги сидят в кругу, перед каждым лежит «блин». Под песню «Ой, блины, блины, блины» шлепают по блину 4 раза ладонями, берут блин («взял») и кладут его возле соседа справа («отдал»).
- Пора и чай попить, сейчас раздам всем стаканчики.
Ритмическая игра «Стаканчики»
Педагоги сидят на полу по кругу, перед ведущим – цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, от-да-ем!», постепенно передавая все стаканчики. Когда все со стаканчиками и песня допета, начинаем в обратном порядке собирать стаканчики левой рукой с этими же словами, пока все не окажутся у ведущего.
- Попили, поели, но чего-то не хватает… Музыки! Давайте организуем оркестр.
Игра «Весёлый оркестр»
«Бум-бум! Трам-там-там!»-
Застучал барабан!
«Тук-туки-тош-ки!»-
Заиграли ложки.
«Чётки-чётки»-
Бряцают трещотки.
«Дин-дон, дин-дон!»-
Зазвенел металлофон!
«Бан-бан-балалал!»
Треугольник застучал.
«Бумба-бумба»-
Застучала румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно!
- Вот как здорово мы провели время в гостях! А вам понравилось?
На занятиях можно активно использовать логоритмику, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.
Дорогие педагоги! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой : мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Спасибо за внимание!