Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»

Елена Гладких
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии речи детей посредством музыки.

Задачи:

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

План проведения семинара :

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Развитие речи средствами музыки, Чувство ритма“» размещена в разделах

1. Теоретическая часть: вступительное слово.

2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть: «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

1. Теоретическая часть.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука.

Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос.

Сегодня мы с вами подробно остановимся на развитии чувства ритма.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более

легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способности ребенка. Овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма.

Что же такое ритм? Ритм в общем смысле — это равномерное чередование элементов. Он есть в музыке, живописи, литературе, архитектуре. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Музыкально-ритмические движения выполняют ещё и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомление. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

Один из самых эффективных способов формирования чувства ритма – это игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.

Давайте и мы с вами, как дети поиграем.

2. Практическая часть.

Сейчас мы все вместе отправимся в гости, но сначала давайте познакомимся.

Ритмическая игра-приветствие «Здравствуйте» музыкальными инструментами). Педагоги выбирают себе музыкальный инструмент. Все вместе произносят: «Здрав-ствуй-те», отбивая ритм на музыкальном инструменте. Затем точно так же каждый по очереди называет своё имя.

Ведущий рассказывает педагогам о вариантах этой игры и её использовании в отработке любой лексической темы.

Познакомились, теперь все вместе можем отправляться в гости, занимайте места в автобусе.

Педагоги садятся на стульчики.

Музыкальная игра с движениями «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

И из окошечка глядим, все глядим.

Сидят на стульчиках. Изображают, что глядят в окно.

Глядим назад, глядим вперед.

Вот так вот! Вот так вот!

Поворачивают в такт музыке головы то вправо, то влево.

Ну что ж автобус не везет? Не везет?

Удивленно пожимают плечами.

Колеса закружились.

Вот так вот! Вот так вот!

Вперед мы покатились.

Вот так вот!

Руки согнуты в локтях, прямые ладони совершают крутящие движения одна вокруг другой в такт музыке.

А щетки по стеклу шуршат.

Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.

Все капельки смести хотят.

Вжик – вжик – вжик.

Прямыми ладонями совершать движения, имитирующие работу «дворников» автобуса в такт музыке.

И мы не просто так сидим.

«Бип- бип- бип! Бип- бип- бип!»

Мы громко, громко все гудим:

«Бип- бип- бип!»

Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»

Пускай автобус наш трясет.

Вот так вот! Вот так вот!

Мы едем, едем все вперед

Вот так вот!

Покачиваются влево – вправо, изображая, как трясет автобус.

Изображают, что крутят руль.

Мы громко, громко все гудим:

«Бип- бип- бип!» Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»

- И вдруг пошёл дождь!

Ритмическая игра «Дождик» (звучащие жесты)

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Хлопки)

Ты не капай дождик так. (Щелчки)

Мокрые дорожки – (Шлепки)

Мы промочим ножки! - (Притопы).

-А давайте позовём солнышко!

Ритмическая игра «Солнышко» (звучащие жесты)

К солнышку стучим в окно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Ведь тебя мы ждем давно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Лучики нам протяни, (Потирание ладоней вытянутыми руками)

Нас покрепче обними. (Шлепки по груди)

Далее ведущая делит педагогов на 2 группы. Каждой группе предлагается стихотворение, для которого нужно придумать «звучащие жесты».

1. Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

2. Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап!

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап!

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап!

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап!

Вот мы и приехали в гости! Нас встречает хозяюшка и приглашает всех к столу, а угощать она нас будет блинами.

Ритмическая игра «Блины» (вариант 1)

Педагоги становятся в круг.

Ой, блиночки (Хлопки) хороши! (Шлепки по коленям)

Напекла вам от души! (Хлопки с притопами с продвижением в центр круга)

Вы, друзья, за стол садитесь (Хлопки с притопами с продвижением из

центра)

И блинками угоститесь! (Потирание ладоней)

С вареньем… (2 хлопка – руки, согнутые в локтях в стороны ладонями вверх)

С творогом…и т. д.

Ритмическая игра «Блины» (вариант 2)

Педагоги сидят в кругу, перед каждым лежит «блин». Под песню «Ой, блины, блины, блины» шлепают по блину 4 раза ладонями, берут блин («взял») и кладут его возле соседа справа («отдал»).

- Пора и чай попить, сейчас раздам всем стаканчики.

Ритмическая игра «Стаканчики»

Педагоги сидят на полу по кругу, перед ведущим – цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, от-да-ем!», постепенно передавая все стаканчики. Когда все со стаканчиками и песня допета, начинаем в обратном порядке собирать стаканчики левой рукой с этими же словами, пока все не окажутся у ведущего.

- Попили, поели, но чего-то не хватает… Музыки! Давайте организуем оркестр.

Игра «Весёлый оркестр»

«Бум-бум! Трам-там-там!»-

Застучал барабан!

«Тук-туки-тош-ки!»-

Заиграли ложки.

«Чётки-чётки»-

Бряцают трещотки.

«Дин-дон, дин-дон!»-

Зазвенел металлофон!

«Бан-бан-балалал!»

Треугольник застучал.

«Бумба-бумба»-

Застучала румба.

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно!

- Вот как здорово мы провели время в гостях! А вам понравилось?

На занятиях можно активно использовать логоритмику, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

Дорогие педагоги! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой : мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет ребенку в будущем успешно обучаться в школе!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 06:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД