Папки-передвижки

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры

Эльвира Теребилина
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры

Семинар-практикум для педагогов

групп раннего возраста.

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Цель: обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.

Публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Ход: В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одними из которых являются:

«… ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек…»

Это еще раз подчеркивает важность и актуальность развития сенсорных навыков ребёнка раннего возраста. Важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры».

Играя – развиваемся, играя – познаем…

Начиная работу с нового учебного года, когда заканчивается адаптационный период, я постепенно начинаю проводить мониторинг, используя несложные задания в соответствие с возрастом. Задания стараюсь давать в игровой форме: «Мишка – шалунишка разбирает пирамидку и просит детей помочь ему собрать правильно колечки» или «Зайчик хотел собрать наши формочки, но все перепутал и теперь горько плачет, давайте ему поможем». А еще к нам в группу приходит матрешка и приносит своих сестричек. Вот такие несложные задания даю детям во время проведения диагностики.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

• cпособствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Направления моей работы:

• формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

• обучение способам обследования предметов;

развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр :

1. Игры для сенсорного развития :

величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

цвет: «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Собери букет», «Цветочная поляна», «Закрой окошко», «Поставь карандаш в стакан», «Большая стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами :

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.

3. Для развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы : предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.

4. Для развития тактильных ощущений я использую природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек, пособие «Доска ощущений», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

В своей работе использую следующие технологии: информационно - коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираю с учё том следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму. С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы:

«Пальцы помогают говорить»

«Подвижные игры для детей»

«Пальчиковая гимнастика»

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

• «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»; и т. д.

родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате проделанной работы, у детей прослеживается положительная динамика:

• дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

• с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;

• умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

• стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;

• дети научились играть в дидактические игры.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.

Список используемой литературы:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение,

1988 г.

2. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : Просвещение: АО

«Учебная литература», 1996г.

3. Подъяков Н. Н., Аванесова В. А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., «Просвещение».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 28 января 2020 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД