Инна Коноплева
Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление искусствоведческих знаний педагогов, владение
приемами и методами, помогающими дошкольнику знакомиться с произведениями изобразительного искусства.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Восприятие картины - это познание художественного образа. И так, как это воспринимает педагог, зависит, появится ли у детей интерес к живописи. Знания и умения педагога, его личностные качества влияют на развитие у воспитанников понимания искусства.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Ознакомление дошкольников с произведениями живописи“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы с вами вспомним об основных методах воспитания художественных качеств детей, обновим искусствоведческие знания.
Предлагаю вам разделиться на две команды.
1 задание. Предлагаю вам, назвать цитату (либо ваше определение, которая являлась бы девизом вашей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
2 задание. Написать на листе бумаги, какие виды изобразительного искусства вам знакомы.
Ответы: 1. Живопись
2. Графика
З. Скульптура
4. Архитектура
5. Декоративно – прикладное искусство
3 задание. Это задание, направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. На карточке написаны жанры изобразительного искусства, педагоги должны дописать, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.
Натюрморт – объекты живой и неживой природы
Портрет – человек
Пейзаж – природа
Анималистический жанр – животные, птицы
Жанровая картина – события
Мы с вами вспомнили, какие жанры изобразительного искусства бывают.
4 задание. У вас на столе лежат цветные карточки. Вы должны рассмотреть их, и правильно выложить алгоритм «Последовательность рассматривания картины». Наклеить на лист бумаги.
Образец правильного алгоритма:
Жанры живописи; композиционный центр; дополнения, детали; цветовая гамма; настроение.
5 задание. Выбрать репродукцию картины и рассказать о ней по алгоритму.
6 задание. В своей работе мы используем различные методы и приемы. Пожалуйста, перечислите какие из них, вы используете в беседе детьми по ознакомлению с изобразительным искусством.
Ответы: пояснение, сравнение, прием акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно – чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Задание первой команде: объяснить метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения в картину», пояснение.
Метод вызывания адекватных эмоций – суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Прием «вхождения в картину» - детям предлагается представить себя на месте изображенного человека. Это будит детское воображение. Используя этот прием можно побудить ребенка к рассказу о картине, как будто, он находится в ней, ребенок может описать, что его окружает, какие чувства он испытывает.
Пояснение – применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине.
Задание второй команде: объяснить прием акцентирование деталей, тактильно – чувственный метод, сравнение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребенка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приема заключена в том, закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Тактильно-чувственный метод – данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т. д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа.
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
7 задание. Интеграция изобразительного искусства с музыкой. Педагогам предлагается прослушать «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Предложить выбрать из ряда репродукций (зимние пейзажи Б. Кустодиева, А. Пластова, К. Васильева) ту, что созвучна настроению музыкального произведения.
Закончить наш семинар хотелось бы такими словами. Научите ребенка видеть и понимать красоту, размышлять о ней, наслаждаться ею и творить своими руками. Тогда малыш вырастит гармонично развитым человеком.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам памятки, в которые входит информация о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, варианты дидактических игр.
Спасибо всем за работу, желаю творческих успехов!