Марина Терновская
Семинар-практикум для родителей «Правильное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка.
Теоретическая часть.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка той или иной артикуляции открывает возможности освоения техники речевых звуков, которые не могут быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности и дифференциальной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Правильное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики дома“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе.
Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Артикуляционной гимнастикой с ребенком нужно заниматься ежедневно перед зеркалом по 5-10 минут.
Практическая часть.
Уважаемые родители. Давайте сами поучимся, как правильно выполнять упражнения. У каждого из вас есть зеркало. Для того, чтобы ребенку было интересно выполнять гимнастику, мы ее обыгрываем.
Начинаем мы гимнастику с упражнений, направленных на работу мышц губ. Нам нужно, чтобы ребенок хорошо, широко открывал рот (бегемотики, вытягивал губы в улыбке (лягушки, вытягивал их вперед трубочкой (слоники). Показываю родителям эти упражнения в картинках. Родители берут зеркальца и выполняют вместе со мной эти упражнения. Слежу за точностью выполнения, если требуется, поправляю. Выполняем по 5 раз каждое упражнение.
Следующие упражнения направлены на работу мышц языка.
Нужно научиться ребенку напрягать и расслаблять язык. Вместе со мной выполняем упражнение :
- «Блинчик» (язычок широкий, распластанный лежит на нижней губе). Если не получается у ребенка широкого, расслабленного язычка, мы делаем упражнение :
-«Накажем язычок»(губами ребенок стучит по язычку : (пя-пя-пя).Язычок, когда по нему стучим губами становится широким, ребенок пытается в таком виде язычок удержать. Если язычок начинает опять дергаться, не спокойно лежать, снова делаем упражнение «Накажем язычок». Родители выполняют упражнение. Следующее упражнение :
-«Иголочка» или «Змея». Язычок узкий, напряженный высовываем вперед. И чередуем эти упражнения.
-«дотянись язычком до носика».Упражнение хорошо растягивает подъязычную уздечку.
Чтобы ребенок ощущал местоположения языка во рту, мы делаем упражнения:
- «Часики» :язычок тянется к правому ушку, затем к левому.
-«Качели» : открываем широко рот. Кончик языка встает за верхние зубы, затем вниз за нижние.
Я показываю упражнения, родители повторяют.
Каждый звук имеет свой артикуляционный уклад. Поэтому на каждый звук есть свои упражнения.
Упражнения для звуков «С», «З» «Ц».
-«Почистили язычком за нижними зубами». Показываю картинку с зубной щеткой и пастой, показываю выполнение этого упражнения. Упражнение делается на улыбке, чтобы были видны зубы. Родители повторяют.
-Кончиком языка толкаем нижние зубы (они нам мешаются).
-«Киска сердится»-выгибание вверх и продвижение спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам и толкает их.
Упражнения для звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч».
-«Почистили за верхними зубами» (кончиком языка проходим по каждому верхнему зубу).
- «Маляр красит потолок»(широким языком проводим по небу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняем медленно, язычок не падает вниз).
Родители проделывают упражнения, глядя в зеркало, логопед следит за правильным выполнением, исправляет.
Для того, чтобы получились свистящие и шипящие звуки, соноры, помимо правильного артикуляционного уклада, еще нужна правильно направленная воздушная струя, не в щеки, а по дорожке по середине языка (показываю, родители повторяют).
Показали свой язык, нашли на языке «дорожку». По этой дорожке проходит воздух, когда мы произносим свистящие или шипящие звуки. -Берем бутылочки, пузырьки, баночки и учимся правильно дуть, точно по дорожке. Достаем немного язычок и дуем в бутылочку, слышим, как воздух туда проходит. Родители выполняют.
- Кладем на начало ладошки ватку и сдуваем ее, опять же воздушная струя проходит по серединке языка, дуем на кончик языка, а не губами.
-Кладем ватку на нос, язычок заворачиваем на верх, дуем на кончик языка по дорожке, ватка летит вверх.
-Кладем ватку на кончик высунутого языка и сдуваем ватку.
Упражнения для звуков «Л»,»ЛЬ».
- «болтушка» : движение языком вперед, назад.
-«индюки пришли»(бл,бл,бл,бл).
-«пароход гудит»(ы-ы-ы-).
_покусали кончик языка.
-«вкусное варенье» : слизываем с верхней губы «варенье» сверху вниз.
Родители выполняют, что не понятно разбираем вместе, пробуем.
Упражнения для звуков «Р», «РЬ».
-«Чашечка» :широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
-«лошадки» : цоканье языком, хорошо присасываем спинку языка.
-«Грибок» : широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
-«Барабанщик» : кончиком языка стучим за верхними зубами (Д,Д,Д, рот находится открытым.
-«балалайка» : пальчиком играем под языком на «балалайке».
Родители выполняют упражнения.
Уважаемые родители! Вы сами попробовали выполнить эти упражнения. Вы почувствовали, как порой тяжело сделать правильно то или иное упражнение. Также и вашему ребенку многие упражнения даются с трудом. Но дети преодолевают эти трудности на моих занятиях. Вам нужно, чтобы дома вы закрепили этот результат, правильно настроили ребенка на работу. Я с детьми вижусь на занятиях два раза в неделю по 15 минут. Вы видитесь каждый день. Поэтому не ленитесь, помогите своим детям и результат не заставит вас ждать. Спасибо за ваше понимание.