Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Авторы-составители: Н. Е. Лудцева – воспитатель, А. С. Зырянова – педагог-психолог

Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и методами развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о причинах нарушений и задержки речевого развития.

2. Познакомить родителей с динамикой формирования речи в онтогенезе.

3. Представить родителям приемы и методы развития речи - артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, скороговорки, чистоговорки.

Ход мероприятия

Приветствие

- Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встречи с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Упражнение «Дружеское рукопожатие»

Цель: создание доверительной атмосферы.

1. Вводная часть

Тема сегодняшнего собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

Уважаемые родители, вопрос к вам: как вы считаете, что такое речь? Для чего человеку нужна речь? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Речь – форма общения. Основу речевого развития ребенок получает в семье самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Обратная связь – вопрос к родителям: скажите, уважаемые родители, как ведёт себя ваш ребенок, когда вы его не понимаете или его речь вам не понятна? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, но и показывает его уровень умственного и эмоционального развития.

Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.

2. Основная часть

Как развивается речь ребенка?

До 1 года дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 1 год – 1, 3 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 1,6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В 2 – 3 года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Активный рост словаря. (Ребенок спрашивает, как это называется.) Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа тоже начал разговаривать в четыре года», «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года», «Мы подождем, пока само собой все наладится»Нет! Все это — мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Сегодня мы будем с вами осваивать ряд приемов, которые нам с вами помогут объединить усилия и целенаправленно работать над развитием речи наших малышей.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?

Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.

Биологические:

• родовые травмы;

• заболевания, перенесенные матерью во время беременности;

• частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка;

• проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова);

• нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки);

• проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи);

• наследственность

Социальные:

• отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;

• неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения. (С ребенком никто не разговаривает, ребенку не к кому обращаться)

• невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»);

• педагогическая запущенность (неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении к ребенку со стороны взрослых. В таком случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.);

• стрессы, психотравмы.

Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит элементарные речевые навыки общепринятого языка.

Еще одна причина — гиперопека. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность.

Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Например, включенный фоном телевизор. Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос.

Вербализм – это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым.

Как развить речь ребенка?

Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:

• артикуляционная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• работа с чистоговорками;

• чтение художественной литературы;

• игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.

Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.

Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3–5 мин, старшим дошкольникам в течение 7–10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание, а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.

Примеры упражнений

«Чистим зубки». Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы:

Рот откройте, улыбнитесь,

Ну-ка, зубки, покажитесь!

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики («орешки»):

Словно белки, мы без спешки,

Ловко щелкаем орешки.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Обратная связь – вопрос к родителям: В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры? (обмен опытом с родителями).

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Поэтому рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику. Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи.

Что дает? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству такта; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание.

В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма.

Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций.

Рекомендуется заниматься ежедневно: младшим дошкольникам — 3–5 мин, старшим — 5–10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается.

Примеры пальчиковых игр

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

Скороговорки

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией.

Для чего? Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса.

Как использовать? Сначала нужно прочитать ребенку скороговорку и, если есть возможность, показать иллюстрацию к ней. Затем следует объяснить значения сложных слов.

Рекомендуется проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладонями, а затем попросить ребенка повторить — это помогает улавливать слоги в словах. В дальнейшем данный навык пригодится в школе. Можно предложить ребенку взять в руки мячик и проговорить скороговорку, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками. Повторить не менее трех раз подряд в быстром темпе.

Варианты игр со скороговоркой «Мама Милу мылом мыла»

На первом этапе повторяется игра «Запоминай-ка».

«Посчитай-ка». Посчитай, сколько слов в скороговорке. Что дает: знакомит с понятиями «слово», «предложение», формирует умение определять количество слов в предложении.

«Веселые ладошки». Проговори скороговорку, хлопая на каждое слово. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

«Расскажи и покажи». Чем моют тело? Зачем нужно мыло? Покажи маму. Покажи Милу. Кто старше — мама или Мила? Что дает: развивает представления об окружающем мире, смысловую сторону слова.

«Быстрый — медленный». Повтори скороговорку сначала быстро, затем медленно. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

Чистоговорки

Разновидностью скороговорок являются чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Для чего? Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки произношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «выговорится». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно.

Что дает? Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков.

Как использовать? На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Примеры чистоговорок для закрепления произношения

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)

Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)

Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

Чтение художественной литературы

Обратная связь – вопрос к родителям: Какие вы читаете книги с ребенком дома? Как вы читаете книги?

Чтение книг, рассматривание иллюстраций книг, показ различных видов театра (настольного, пальчикового, кукольного, на фланелеграфе) также является основой развития речи детей. С самого раннего возраста у детей закладываются основы любви к книге, желание узнать из книги что-то новое и интересное.

Игры на развитие мелкой моторики

А сейчас представляем вашему вниманию игры с предметами, которые влияют на развитие мелкой моторики рук, и соответственно на развитие речи малышей (в групповой комнате оформлена выставка игр и игрушек на развитие мелкой моторики рук, воспитатель рассказывает и демонстрирует игры и игрушки).

1. Игры с различными предметами (с прищепками, шнурками, крупными пуговицами и т. д., развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

2. Игры с мозаикой и конструктором, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.

3. «Сухой бассейн». Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т. д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!

4. Кубики, собери пирамидку, лабиринт, пазлы, «найди домик для предмета» и др.

3. Заключительная часть

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов (Памятка «Как правильно общаться с ребенком раннего возраста»

Чтобы эта важная информация у вас сохранилась, мы дарим вам памятки.

Не ждите, когда ваш ребенок подрастет и заговорит, начинайте развивать с рождения!

Дорогие родители, предлагаем вам оценить насколько вам понравилась та или иная часть мероприятия с помощью анкеты обратной связи. До новых встреч, до свидания!

Публикации по теме:

Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет» План: 1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей. Ее значимость для успешного физического и психического развития детей..

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Игрушка из глины»Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Игрушка из глины» (5–6 лет) Цель: познакомить родителей с историей русской народной игрушкой, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Семинар-практикум для родителей в группе раннего возраста «Здоровье наших детей в наших руках» Конспект семинара – практикума для родителей в группе раннего возраста «Здоровье наших детей в наших руках». Составила и.

Семинар — практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопрои Семинар – практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения. [/b].

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования» 1. Обсуждение вопросов. Форма организации детей в процессе конструкторской деятельности. Оптимальные методы и приемы,способствующие развитию.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 12:19
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект занятия по аппликации «Сумочка для мамы» с детьми первой младшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие» Направление: «Конструирование» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,...
Сценарий утренника для детей первой младшей группы «Приключения зайчика»,...
Дети входят в зал под музыку, в руках цветы. Ведущая – В этот яркий светлый день в зале мы собрались, Чтоб поздравить наших мам, очень мы старались. Пусть...