Валентина Мехина
Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей. Ее значимость для успешного физического и психического развития детей.
2. Влияние мелкой моторики на развитие психических, физических и речевых функций ребенка.
3. Презентация игр и упражнения на развитие мелкой моторики, изготовление пальчикового театра.
Публикация «Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) „Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Материал: Карандаши (граненые, грецкие орехи, массажные мячи, шнуровки, прищепки, бархатная бумага, нитки, штриховки, крупы, игрушки, ткань, выкройки, иголки, ножницы, глазки, носики.
1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей.
Ее значимость для успешного физического и психического развития детей.
Игра помогает узнать способности ребенка, представляет возможность взрослому и малышу наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом воспитания, необходимым в любом возрасте – юмором. Улыбка и смех способны разрядить любую конфликтную ситуацию, захватить внимание ребенка.
Нам хочется, чтобы малыш был здоровым, веселым, красивым, многое знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игры с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей. Чем больше общения, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. В этом заключается психология детского развития.
Если ребенок научится следовать правилам в игре, то и в других ситуациях он охотнее будет прислушиваться к наставлениям родителей.
Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для малыша, способствующее формированию уверенности в себе и позитивной самооценки.
Любые игры с ребенком помогают родителям взглянуть на мир глазами ребенка, а это в свою очередь помогает нам приобрести более глубокие знания и грамотно подходить к вопросам воспитания.
Как же правильно подобрать игры для малыша? Главное учитывать возрастные особенности малыша. Если крохе меньше трех лет подойдут игры с мягкими игрушками, мячиком, пирамидками, кубиками. Старшим малышам будут интересны отгадывание загадок, рисование, лепка, разные викторины, эстафеты, настольные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и т. д.
Не стоит забывать о темпераменте малыша. Кому-то подойдут тихие и спокойные игры, а кому-то необходимы шумные, веселые, с высокой подвижностью.
Сегодня мы поговорим о конкретном виде игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук.
2. Влияние мелкой моторики на развитие психических, физических и речевых функций ребенка.
«Источник способностей и дарований детей на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Учёными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть - мелкой пальцевой моторики кисти руки.
Исследования ученых (В. Н. Бехтерева, И. Н. Сеченова, Я. П. Павлова, Л. М. Кольцовой) показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от неё.
Китайские и японские врачи установили, что, взаимодействуя на кисти рук, можно устранять эмоциональное напряжение, нормализовать деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, поддерживать жизненный тонус.
По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного- положительно воздействует на состояние желудка, безымянного- на печень и почки, мизинца - на сердце.
Отношения к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, они защищали, строили жилища, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии
(музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Выполнение творческого задания
Предлагаем вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках:
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руки на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками за»
«Своя рука - владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло».
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, необходимых, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности. Лепка из глины и пластилина, соленого теста. Рисование и раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики. Изготовление поделок из бумаги, природного материал, выкладывание фигур, цифр, букв из счётных палочек или спичек по образцу и без него.
Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребёнка.
Работа по развитию мелкой моторики и речи может включать в себя:
Массаж рук
Гимнастика и пальчиковые игры
Различные виды театра
Дидактические игры
Игры и упражнения с природным материалом
Изобразительная деятельность
На каких-то видах деятельности мы остановимся сегодня подробнее.
Например, массаж:
Проходит он с использованием предметов и без предметов.
Без предметов: это поглаживание, похлопывание, растирание, разминание кистей, пальцев.
С предметами: с граненым карандашом, грецким орехом.
Массаж с граненым карандашом
«Добывание огня» (прокатывание карандаша между ладонями)
Карандаш катать я буду
Может быть, огонь добуду.
Прокатывание карандаша по тыльной стороне ладоней, сжимание карандаша поочередно в кулак. Захват и удерживание карандаша между пальцами.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец, как живешь?»
Массаж с грецким орехом
«Здороваемся с орешком - крепко сжимаем его в кулачке»
«Побежал наш орешек по дорожке»
«Прокати орешек с горки»
«Юла»
Существуют виды массажа нетрадиционным способом с использованием массажного мячика (показ игры с массажным мячиком).
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).
Существуют игры на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением и пением.
В младшем возрасте хорошо использовать игры - шнуровки, игры с прищепками, различные пирамидки. В настоящее время игры широко представлены в продаже, но пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: «верх», «низ», «право», «лево».
Формируют навыки шнурования. (Показ игр).
Пальчиковый театр - прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствуют развитию мелкой моторики.
(Показ игр).
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров.
При подготовке руки к письму лучшим образом подходит штриховка.
(Показ штриховок).
Крупа - очень полезный и приятный для занятий с ребенком материал. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руку крупинку - очень сложно для ребенка.
Предлагаю несколько игровых упражнений:
1. Знакомство детей с крупами (гречка, манка, фасоль, рис, пшено)
2. Массаж с помощью круп.
3. С младшими дошкольниками - «Где мои ручки спрятались?»
4. Пересыпание крупы из одной руки в другую.
5. «Золушка»
Соревнование между родителями :
1. Спрятать в крупу мелкие игрушки, пуговицы и предложить отыскать «клад».
2. С завязанными глазами на ощупь определить вид крупы.
3. Что можно делать с крупами? Семенами?
4. Нарисуй картину с помощью манки.
3. Презентация игр и упражнения на развитие мелкой моторики, изготовление пальчикового