Получи документы

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»

Татьяна Книжникова
Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»

Цель семинара :

Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.

Задачи семинара :

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

План проведения:

Публикация «Семинар-практикум „Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии“» размещена в разделах

1 часть. Теоретическая.

1. Формирование здорового образа жизни посредством валеологии. (Презентация) Книжникова Т. Н.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

2. Опыт работы воспитателя по валеологическому воспитанию. (Шашлова Е. А.)

3. Решение кроссворда на тему ЗОЖ.

4. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.

5. Памятка для родителей.

6. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по ЗОЖ для детей

7. Домашнее задание. Составление конспекта занятия по валеологии для каждой возрастной группы. Использование презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме. Краткий пересказ по занятию.

1 часть. Теоретическая (презентация)

Слайд 1

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологиии будет посвящен наш сегодняшний семинар.

Слайд 2

Что такое валеология? Валеология- это наука о здоровье. Практически все современные авторы начинают свои рассуждения о валеологии с выявления этимологии слова. В его основе лежат латинские “vale” и “logos”, которые переводятся соответственно “будь здоров” и “учение, знание, наука”.

Предметом её изучения является здоровье и его резервы,здоровый образ жизни.

Объектом является практически здоровый человек или в состоянии болезни.

Слайд 3 Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья;

Слайд 4 Специфические черты валеологии :

Антропологичность

Личностно ориентированная направленность

Интегральность.

Гуманистичность

Педагогический характер

Слайд 5 Основная цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Слайд 6 Задачи валеологического образования в ДОУ :

1. Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.

2. Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

3. Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.

4. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

5. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

Слайд 7 Принципы валеологического образования

Реализация этих задач основывается на валеологическом принципе : «гармонизация личности во взаимосвязи с окружающим миром (космосом, природой, социумом) – это и есть основа индивидуального здоровья».

Принцип всеобщности

Принцип целостного подхода к здоровью ребенка

Принцип деятельностного подхода

Принцип гуманизма и альтруизма (родителям, детям).

Слайд 8

Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:

просты,

доступны,

безопасны,

эффективны,

экспертируемы,

Слайд 9

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков : от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо :

• развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;

формировать у дошкольников элементарные представления:

о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);

о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);

• поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;

привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

Слайд 10 Виды занятий

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

• Все компоненты физкультурно-оздоровительной работы (эколого-валеологические походы, дни здоровья, динамические минутки)

Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

Учебно-воспитательный процесс: занятия по разделу «Здоровье ребенка» (гимнастика, познавательная часть, релаксация, учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости, логопедические занятия (физминутки, словарная работа, рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Слайд 11 Формы организаций занятий с детьми

Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение в предметно - развивающей среде группы.

развивающие дидактические игры и др.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Значительное место необходимо уделять повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Слайд 12 Словесные методы

Слайд 13 Наглядные методы. Большое внимание я уделяю изготовлению и накоплению наглядно-дидактического материала.

Слайд 14, 15 Практические методы

Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). И именно в поисково-исследовательской деятельности мы с ребятами и реализуем скрытый потенциал возможностей человека:

• научиться воспринимать окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы;

• увеличить объем памяти (доказано, чем более комплексно воспринимается объект, тем более четкий «след» он оставляет в памяти.

Слайд 16 Формы работы с родителями :

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей :

• Не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т. д. ;

Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся где большего эпизодически и бессистемно;

• При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;

• Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;

• Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;

• В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;

Слайд 17 Формы работы с родителями :

Главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.

Слайд 18 Уголок здоровья

Развивающий характер обучения основан на детской активности в поисково-исследовательской деятельности, решении проблемных ситуаций.

Проводить опыты, направленные на изучение процессов функционирования организма человека и влияние на него окружающей среды.

Например: проводя опыты из цикла «Воздух-невидимка» мы исследуем процессы дыхания человека; опыты из цикла «Волшебница-вода» исследуем процессы фильтрации воды, потребности человека в воде; цикл «Звук» - органы слуха;

2 практическая часть (домашнее задание)

Составление конспекта занятия по валеологии для каждой возрастной группы. Использование презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме. Краткий пересказ по занятию.

Цель – активизация использования ИКТ в работе с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.

Публикации по теме:

Формирование привычки к здоровому образу жизни через использование методик детского фитнеса Актуальность темы. Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа.

«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга» «Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»Тип и вид проекта Образовательный,.

Доклад к педсовету «Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни (из опыта работы)» Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни. (Из опыта работы) Инструктор по физической культуре:.

Формирование привычки к здоровому образу жизни с использованием нестандартного спортивного оборудованияФормирование привычки к здоровому образу жизни с использованием нестандартного спортивного оборудования Двигательная активность оказывает большое влияние на здоровье дошкольников. Растущий организм нуждается в движении. Поэтому мы решили разнообразить.

Консультация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников» Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников. «Я не боюсь ещё и ещё повторить: забота и здоровье — это важнейший.

Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Интерактивная форма "Круглый стол" была использована на педагогическом совете: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей.

Проект по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни «Здоровые зубы — всякому любы»Проект по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни «Здоровые зубы — всякому любы» Тема проекта: «Здоровые зубы – всякому любы!» Участники: дети средней группы, педагоги, родители, Вид проекта: познавательно-практический.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование привычки к здоровому образу жизни» Цель: повысить уровень практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков, необходимых для сохранения и укрепления.

Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 29.04.2015 На базе нашего детского сада "Детский сад №31" г. Краснодар прошел семинар -практикум педагогического марафона по теме "Формирование.

Консультация для воспитателей «Содружество детского сада и семьи в формировании привычки к здоровому образу жизни» Ст. воспитатель МАДОУ №25 г. Печора Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни ребенка в семье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 20:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД