Татьяна Кобзарь
Семинар-практикум «Игры как средство формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Предлагаю вам послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Публикация «Семинар-практикум „Игры как средство формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
Общение важная составляющая жизни каждого человека.
Цель нашего выступления: показать вам, каким образом и через какие игры, можно формировать у дошкольников социально-коммуникативные навыки.
Всем известно, что социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Современные дети, да и их родители все больше уходят в виртуальный мир общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 3-5 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации. Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками, они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть.
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. Подобные ситуации в дошкольном возрасте накладывают большой отпечаток на психику ребенка и формирование личности в целом.
Так как основной ведущей деятельностью дошкольника является игра, она самый эффективный и доступный способ формирования социально-коммуникативных навыков. Социально-коммуникативные игры формируют у детей умение устранять конфликты, владеть своими чувствами, сопереживать сверстникам, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, формируется такое качество как саморегуляция собственных действий с учетом коллективной деятельности.
«Тимбилдинг»
Что такое тимбилдинг? Ваши варианты ответов.
Итак, давайте разберемся, что же такое тимбилдинг и почему он так необходим в детском коллективе.
Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра, направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.
Чем хорош тимбилдинг?
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее они выполняют задания.
Игры и упражнения, о которых сегодня вам расскажем, можно условно разделить на четыре блока, которые включают в себя:
Игры, направленные на сближение детей друг с другом. Такие игры способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, застенчивым детям помогают раскрепоститься, преодолеть барьер в общении, проявить себя, учат детей устанавливать доверительный контакт, сплачивают детский коллектив. К таким играм можно отнести следующие: «Клубочек», «Ласковое имя», «Передай движение по кругу», «Приветствие», «Цветные колпачки», «Встаньте те у кого…» и др.
Игры на развитие эмоций. С помощью них дети учатся показывать эмоции, владеть своим голосом, закрепляют знания об эмоциях, развивается эмпатия. Ведь многие современные дети не могу проявлять эмоции, и это зачастую мешает им раскрыться на празднике, читать красиво стихи, петь эмоционально песни, танцевать. Развить эти способности у детей помогают такие игры, как «Настроение замри», «Цвет радости», «Телевизор», «Маски для человечков», «Интонации», «Дотронься до!» и др.
Игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Они учат детей преодолевать конфликтное поведение, нерешительность, устанавливать положительные взаимоотношения, формируют у детей умение замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, усваивать моральные нормы и правила поведения. К ним можно отнести следующие игры : «Мост дружбы», «Зеркало», «Телефон», «Грибники», «Оркестр», «Коврик примирения», «Газета», «Иголка и нитка», «Дракон» и др.
Игры на развитие коммуникативных навыков. Учат детей общению, умению договариваться и поддерживать разговор, легко устанавливать контакт друг с другом. Игры : «Цветок доброты», «Разговор через стекло», «Вежливые слова», «Царевна Несмияна»
Сейчас предлагаем вам поиграть в игры из выше перечисленных блоков.
1. Игра «Паутинка». Уважаемые коллеги, попрошу вас сесть в круг. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне.
На что похоже наше переплетение? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.) Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».
2. Следующая игра «Дотронься до …». Теперь давайте рассмотрим друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до этого предмета. Цвет меняется, воспитатель следит за тем, чтобы дотрагивались до каждого участника.
3. «Гусеница». Коллеги, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы". Игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.
4. Игра-активатор «Друг к дружке» способствует эмоциональной разгрузке. Во время игры все нужно делать очень быстро. Выберите себе партнера и пожмите ему руку, я вам буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» (попрощаться) друг с другом. А когда я произнесу команду «Друг к дружке!», вы будите должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Всем известно, что дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.
Предлагаем разыграть следующие ситуации
Известно четыре вида ситуаций:
• ситуации-иллюстрации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
• ситуации-упражнения. В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
• ситуации-проблемы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.
• ситуации-оценки. В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Таким образом, работа в данном направлении помогает детям адаптироваться в группе, найти себе друзей, раскрепоститься, лучше понимать эмоциональное состояние людей, побуждает детей к отзывчивости и умение разрешать конфликты.