МААМ-картинки

Семинар-практикум «Дары Фребеля — первый дидактический материал для детей дошкольного возраста»

Вера Чернявская
Семинар-практикум «Дары Фребеля — первый дидактический материал для детей дошкольного возраста»

Консультация: «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ - ПЕРВЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

( Подготовила воспитатель: Чернявская В. Н.)

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар-практикум „Дары Фребеля — первый дидактический материал для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

БИОГРАФИЯ Ф. ФРЕБЕЛЯ

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба». Фридрих Фребель, 1806 г.

Презентация (Слайд 1.)

Фридрих Фребель родился в 1782 году в семье пастора в деревне Обервайсбах, Шварцбург - Рудольфштадт в Тюрингии на юге Германии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос, предоставленный самому себе. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он опять пошёл работать. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело всей жизни.

И вот – очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, становится его учеником и последователем учений. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, а позже уходит в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — этот шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов: – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Еще одна черта этого человека, связанная уже с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены. И все они были закрыты. Это случилось при жизни Ф. Фребеля, он принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!».

В 1852г. Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии». А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Нам предстоит изучить систему Ф. Фрёбеля – первую в мире методически выстроенную и специально созданную систему обучения маленьких детей в детском саду.

КТО СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИЙ САД И КАКИМ ОН БЫЛ?

1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так :

«1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад» : «Это последнее название имеет двоякое значение:

- во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы;

- во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имели практические навыки изнания, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей используемые нами до сих пор.

Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

СИСТЕМА ФРЕБЕЛЯ.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование. Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия ним. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

ИГРЫ ФРЕБЕЛЯ.

Фридрих Фребель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом, ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал : «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается таким же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (из книги «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами».

(Слайд 2.) Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.

Презентация (Слайд 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10;…. 16)

(Слайд 17.)

Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

(Слайд 18.)

Структура и содержание комплекта методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля»

Игровой набор «Дары Фрёбеля» необходимо рассматривать только в единстве с методическими рекомендациями к нему, как единый комплекс.

В зависимости от типа образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, количества детей в группе, площади групповых и подсобных помещений число игровых наборов «Дары Фрёбеля» может варьироваться.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 частей: данные методические рекомендации, отражающие особенности и возможности работы с игровым набором «Дары Фрёбеля», включающие описания каждого модуля (в приложение, и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек) :

(Слайд 19.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная часть);

(Слайд 20.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»);

(Слайд 21.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в образовательной области «Познавательное развитие»);

(Слайд 22.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в образовательной области «Речевое развитие»);

(Слайд 23.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в образовательной области «Физическое развитие»);

(Слайд 24.) «Использование игрового набора «Дары Фрёбера» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»).

(Слайд 25.) Особенности комплекта

- Информативность. В нём предусмотрена разнообразная тематика использования игровых средств из набора с учётом образовательных областей и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

- Вариативность. В структуру методического пособия заложен учёт специфики дошкольного образовательного учреждения, содержание воспитания, культурные и художественные традиции народов России.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля» :

- Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации.

- Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности, обобщать по одному и нескольким признакам.

(Слайд 26.) Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми используют для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

Игровые карточки. В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», применяем игры по следующим направлениям:

- социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный» и пр. ;

- познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества» и пр. ;

- физическое развитие – «Ловец жемчуга», «Боулинг», «Верёвочка», «Эстафета» и пр. ;

- речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?» и пр. ;

- художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок» и пр.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения.

(Слайд 27.) В заключение своего информационного выступления хочется подвести итог. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах, полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, Вы увидели в презентации и имеется в нашем ДУ.

Таким образом, игровой набор «Дары Фрёбеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

(Слайд 28.) Спасибо за внимание!

Выполнение практических зданий для педагогов по 5 областям:

1. «Эмоции», «Украшаем елку», «Змейка», «На лугу», «Бусы с секретом».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДАРАХ И ИГРАХ Ф. ФРЕБЕЛЯ :

• Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!

• Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Дары Фребеля» Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании.

Дидактический материал для приобщения к экологической деятельности детей дошкольного возраста «Усадьба на окне» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возрастаДидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Автор: Тарара Серафима Вячеславовна воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка».

Семинар-практикум для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Сотрудничество как путь к пониманию» Семинар-практикум с элементами тренинга «Сотрудничество как путь к пониманию» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Актуальность.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю» Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Подготовила:.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.

Семинар-практикум «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста» «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дары Фребеля — первый дидактический материал для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 23:20
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД