Папки-передвижки

Семинар-практикум «Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций»

Ольга Зинина
Семинар-практикум «Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций»

«Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций».

“Игра — путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить”. А. М. Горький

-В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

Публикация «Семинар-практикум „Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций“» размещена в разделах

У современных детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые речевые проблемы, которые затрудняют процесс формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в речевом развитии детей :

1. Нарушение звукопроизношения.

2. Несформированность фонематического слуха (что в дальнейшем приводит к трудностям

формирования процессов письменной речи).

3. Фразовая речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений,

с неправильным употреблением окончаний.

4. Словарный запас ребенка находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети

не знают обобщающих понятий, родственных слов.

5. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении

рассказов по картинкам часто отмечается склонность к перечислению отдельных

предметов или действий.

6. Ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

7. Дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.

Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.

Поэтому я, как воспитатель дошкольного образовательного учреждения могу помочь в развитии разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.

С этой целью я организовала в своей группе очень интересную игровую студию, которую назвала : «Игралочки-говорилочки». Работаю с детьми разных возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста. Провожу игровые обучающие ситуации во второй половине дня. Длительность игровой обучающей ситуации зависит от возраста детей. (от 15 минут до 30 минут).

Цель работы:

Развитие речи дошкольников через полноценное игровое общение в игровых обучающих ситуациях.

Задачи:

1. Развитие связной речи у дошкольников.

2. Обогащение и активизация словаря дошкольника.

3. Формирование грамматически правильной речи дошкольников.

4. Воспитание звуковой культуры речи и культуры общения.

5. Формирование у детей навыков эффективного общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.

6. Подготовка к обучению грамоте.

- В своей работе я использую различные формы работы для речевого развития дошкольников :

Литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и т. д. Но наиболее эффективными формами речевого развития детей я считаю нетрадиционные формы.

Одной из таких форм работы по развитию речи дошкольников является - игровая обучающая ситуация (ИОС).

«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые приобретаются в игровых обучающих ситуациях, помогут детям свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.

Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый (педагог- воспитатель, так как именно воспитатель может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.

К этим условиям можно отнести:

1. Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире.

2. Привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.)

3. Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.

Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций :

1. Ситуация-иллюстрация.

2. Ситуация-упражнение.

3. Ситуация-проблема.

4. Ситуация-оценка.

В ситуациях-иллюстрациях мной, как воспитателем разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего я использую в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.

Кроме того, я успешно использую в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь дети не только слушают и наблюдают, но и активно действуют. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет ; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС я начинаю использовать со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях я, как воспитатель, привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, дети находят выход своим чувствам и переживаниям, учатся осознавать и принимать их. Дети постепенно овладевают умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от воспитателя требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а конкретное содержание (сценарий, которое специально вносится в нее педагогом-воспитателем. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.

Сценарий общения включает различные формы проведения ИОС:

1. Разговор воспитателя с детьми.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-беседы.

4. Игры-драматизации.

5. Игры-импровизации.

В таких формах проведения игровых обучающих ситуаций в сценарий включаются изобразительная деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

При составлении сценариев активизирующего общения я стараюсь подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

Составляя сценарии для игровых обучающих ситуаций, я предполагаю решить важные задачи:

Обеспечение коммуникативного развития детей.

Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовывать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : - «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».

Тема: «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста.»“Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить”.

А. М. Горький

-В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

У современных детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые речевые проблемы, которые затрудняют процесс формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в речевом развитии детей :

1. Нарушение звукопроизношения.

2. Несформированность фонематического слуха (что в дальнейшем приводит к трудностям

формирования процессов письменной речи).

3. Фразовая речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений,

с неправильным употреблением окончаний.

4. Словарный запас ребенка находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети

не знают обобщающих понятий, родственных слов.

5. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении

рассказов по картинкам часто отмечается склонность к перечислению отдельных

предметов или действий.

6. Ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

7. Дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.

Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.

Поэтому я, как воспитатель дошкольного образовательного учреждения могу помочь в развитии разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.

С этой целью я организовала в своей группе очень интересную игровую студию, которую назвала : «Игралочки-говорилочки». Работаю с детьми разных возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста. Провожу игровые обучающие ситуации во второй половине дня. Длительность игровой обучающей ситуации зависит от возраста детей. (от 15 минут до 30 минут).

Цель работы:

Развитие речи дошкольников через полноценное игровое общение в игровых обучающих ситуациях.

Задачи:

1. Развитие связной речи у дошкольников.

2. Обогащение и активизация словаря дошкольника.

3. Формирование грамматически правильной речи дошкольников.

4. Воспитание звуковой культуры речи и культуры общения.

5. Формирование у детей навыков эффективного общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.

6. Подготовка к обучению грамоте.

- В своей работе я использую различные формы работы для речевого развития дошкольников :

Литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и т. д. Но наиболее эффективными формами речевого развития детей я считаю нетрадиционные формы.

Одной из таких форм работы по развитию речи дошкольников является - игровая обучающая ситуация (ИОС).

«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые приобретаются в игровых обучающих ситуациях, помогут детям свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.

Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый (педагог- воспитатель, так как именно воспитатель может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.

К этим условиям можно отнести:

1. Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире.

2. Привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.)

3. Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.

Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций :

1. Ситуация-иллюстрация.

2. Ситуация-упражнение.

3. Ситуация-проблема.

4. Ситуация-оценка.

В ситуациях-иллюстрациях мной, как воспитателем разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего я использую в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.

Кроме того, я успешно использую в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь дети не только слушают и наблюдают, но и активно действуют. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет ; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС я начинаю использовать со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях я, как воспитатель, привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, дети находят выход своим чувствам и переживаниям, учатся осознавать и принимать их. Дети постепенно овладевают умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе я использую ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от воспитателя требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а конкретное содержание (сценарий, которое специально вносится в нее педагогом-воспитателем. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.

Сценарий общения включает различные формы проведения ИОС:

1. Разговор воспитателя с детьми.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-беседы.

4. Игры-драматизации.

5. Игры-импровизации.

В таких формах проведения игровых обучающих ситуаций в сценарий включаются изобразительная деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

При составлении сценариев активизирующего общения я стараюсь подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

Составляя сценарии для игровых обучающих ситуаций, я предполагаю решить важные задачи:

Обеспечение коммуникативного развития детей.

Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовывать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : - «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».

Основное различие между обучающим занятием и ИОС состоит в том, что я, как воспитатель в ИОС выступаю как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Я уважаю право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Речевые занятия преобразуются мной так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

Используя в своей работе игровые обучающие ситуации я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуацииэффективная форма совместной деятельности воспитателя и детей и имеет очень хорошие результаты:

Возрос уровень речевой активности детей.

Дети активно вступают в диалог.

Научились правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь.

Строить общение с учетом ситуации.

Легко входят в контакт со сверстниками и взрослыми.

Ясно и последовательно выражают свои мысли.

Пользуются формами речевого этикета.

Умеют регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

Умеют обобщать полученные сведения в единый рассказ.

как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Я уважаю право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Речевые занятия преобразуются мной так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

Используя в своей работе игровые обучающие ситуации я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуацииэффективная форма совместной деятельности воспитателя и детей и имеет очень хорошие результаты:

Возрос уровень речевой активности детей.

Дети активно вступают в диалог.

Научились правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь.

Строить общение с учетом ситуации.

Легко входят в контакт со сверстниками и взрослыми.

Ясно и последовательно выражают свои мысли.

Пользуются формами речевого этикета.

Умеют регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

Умеют обобщать полученные сведения в единый рассказ.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 11:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД