Папки-передвижки

Семинар-практикум с педагогами «Помоги себе сам»

Елена Рагутёнок
Семинар-практикум с педагогами «Помоги себе сам»

Цель - профилактика эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

-создать условия для приобретения нового опыта и его анализа;

-познакомить участников с основными приемами саморегуляции;

-совершенствовать коммуникативные умения.

План.

1. Экспресс-диагностика «Поза Наполеона»

2. Мини-лекция, презентация

3. Упражнение «Личный герб и девиз»

4. Примеры методов саморегуляции педагогов из жизненного опыта. Дополнительные психологические приемы.

Публикация «Семинар-практикум с педагогами „Помоги себе сам“» размещена в разделах

5. Упражнение «Хорошо-плохо»

6. Релаксационное упражнение «Мокрая собачка»

7. Итоговое упражнение «Волшебная ладошка»

8.«Притча о колодце»

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Цель: поднять темп к работе.

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!» каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий: это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Мини-лекция:

Человек любой профессии, чья работа проходит в постоянных контактах с другими людьми, рано или поздно сталкивается с проблемой эмоционального выгорания. Это проявляется в эмоциональной сухости, личной отстранённости, апатии, потери интереса к работе, в упрощении всех сторон профессионального общения. Можно сказать, что таким образом начинает действовать механизм психологической защиты личности от постоянного эмоционального воздействия других людей. Но для педагогов эмоциональное выгорание чревато такими неприятными последствиями, как развитие хронической усталости и уныния, разочарованности и подавленности. Кроме того, этот синдром становится реальной преградой самореализации профессиональным достижениям, творчеству, получению радости от своего труда. Существует множество эффективных способов борьбы с эмоциональным выгоранием педагогов :

-дыхательные упражнения

-физические упражнения

-вербальные упражнения (с воздействием слова)

-визуальные упражнения (использование образов)

3. Упражнение «Личный герб и девиз» (использование образов, символов)

Участникам раздаются бланки «Герб и девиз» и предлагается заполнить поля герба символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля: первое поле – «Я как педагог»; второе – «Мои воспитанники»; третье – «Я глазами коллег»; четвертое - «Я глазами родителей». Поля также можно закрашивать «подходящими» цветами. На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом (пословицы, поговорки, известные выражения и пр.) Например: «Пришла в детский сад – улыбнись на пороге! Все, что ты отдаешь, получаешь обратно в итоге!».

Данное упражнение позволяет педагогам задуматься над проблемами в общении и осознанно подойти к совершенствованию своих коммуникативных умений.

4. Примеры методов саморегуляции педагогов из жизненного опыта. Дополнительные психологические приемы.

Воспитателю наибольшим образом важно уметь самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта и учить этому детей, т. к. дошкольники непроизвольно «заражаются» как положительными, так и отрицательными эмоциями. Взрослому необходимо работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

Педагогам предлагается вспомнить какими приемами самоконтроля они пользуются (запись на стенде).

Психологи рекомендуют еще несколько приемов саморегуляции, чтобы погасить негативную реакцию по отношению к ребенку:

- сделать глубокий вдох и выдох;

- сосчитать до 10;

- прекратить контакт на какое-то время, найти выражение, которое прекратит контакт(«Потом поговорим») Дать возможность привести свои эмоции в порядок;

-скомандуйте себе «стоп»;

-подойти к зеркалу и посмотреть на свое лицо;

-не стискивать челюсть, а расслабить мышцы лица.

5. Упражнение «Хорошо-плохо» (развитие позитивного мышления) в основе метод

рефлексии (умение видеть ситуацию со всех сторон, находить хорошие и плохие стороны в любой ситуации).

Педагогам предлагается, передавая предмет по кругу, назвать хорошие и плохие стороны в различных ситуациях

Ситуация: «на улице хмурая и дождливая погода. Идет дождь»

Вопросы подсказки: Что произошло в этой ситуации? Есть ли здесь что-то хорошее? Чем эта ситуация может быть выгодна для вас лично?

6. Релаксационное упражнение «Мокрая собачка»

Инструкция: «Можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (время выполнения 30-60 секунд).

7. Упражнение «Волшебная ладошка»

Каждый участник обводит цветными карандашами свою левую ладошку. Внутри ладошки каждым участником пишется пожелание. Затем передает ладошку соседу справа, так пока все участники не напишут пожелание друг другу. Визуализация хорошего настроения, которое сегодня заберет с собой каждый из участников.

8. «Притча о колодце»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и, молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Публикации по теме:

Логопедический семинар-практикум для воспитателей Семинар-практикум для воспитателей. Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. 2. Закреплять.

Практикум для родителей по формированию у детей элементарных математических знаний «Помоги Незнайке» Проект взаимодействия с детьми и их родителями на практикуме по формированию у детей элементарных математических знаний «Поможем Незнайке.

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию Семинар – практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию (подготовила воспитатель Сердюк Т. Г.) Ведущий:.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент» Цели: 1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента. 2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Семинар-практикум с родителями (гендерное воспитание) Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время вопросу гендерного воспитания. В начале нашей встречи хочу предложить 2 игры для сплочения.

Тренинг с педагогами для снятия напряжения и релаксации «Помоги себе сам!» Тренинг «Помоги себе сам» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я пригласила вас на эту встречу для того, чтобы вы смогли немного отдохнуть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с педагогами «Помоги себе сам»
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 20:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД