Папки-передвижки

Семинар-практикум «Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Ольга Уварова
Семинар-практикум «Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Публикация «Семинар-практикум „Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть.

- Свое выступление хотелось бы начать со слов В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл своими цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на “открытие нового”, которая развивает продуктивные формы мышления.

Задачи поисково- исследовательской деятельности :

Создать условия для формирования у дошкольников познавательной активности;

• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

• Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы;

• Развивать познавательную инициативу дошкольников, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми;

• Расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Успешная реализация программы может быть благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а так же спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой появятся задатки и способности воспитанников. Для этого в нашей группе для детей созданы :

Мини лаборатория, которая включает:

• Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы).

• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки и листья деревьев, мох, семена и т. д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

• Макеты бактерии, вируса, макет солнца и земли, насекомых, набор исследователя «Наука о море», глобус, «Робот- акробат», «НЛО со звуковым управлением», «Водяная ракета», дидактические игры.

В мини-лаборатории детей встречает робот Промобот.

В уголке представлены тематические альбомы, энциклопедии, познавательные книги. Картотеки игр-экспериментов и опытов, алгоритмы опытов.

2. Практическая часть.

В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)

У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?

От детей прозвучали ответы: Потому что у птиц есть крылья.

Мы выдвинули гипотезу : Птицы летают, потому что у них есть крылья.

Я последовала методике 3 вопросов:

1. Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)

2. Почему птицы летают и что помогает им летать?

Воспитатель: Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно собрать всю доступную информацию о птицах и обработать ее, как это делают ученые.

3. Как вы думаете с чего начинает исследование ученый?

Перечисление методов исследования:

• Сначала надо подумать (Подумать самостоятельно);

• Спросить у родителей или другого человека;

• Посмотреть по ТV

• Попросить прочитать взрослых энциклопедию

• В интернете

• Понаблюдать

• Провести эксперимент

Воспитатель: Начинаем собирать материал. Что мы знаем о птицах?

Дети: Птицы летают, у них есть крылья.

Воспитатель: Что мы еще знаем?

Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух

Дети: Птице помогают лететь ее крылья

Дети (Гордей) : Мы с мамой читали энциклопедию о строении оперения птиц.

Оказывается стержень у пера «пустой» (полый, в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?

Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.)

Воспитатель: - Что с ним происходит? ( Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? ( Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).

ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.

Воспитатель: А почему перья легкие?

Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?

Дети: За стержень

Воспитатель: Обратите внимание какой он?

Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый, в нем находится воздух.

Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).

Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? ( Ответы детей: воздух)

ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.

Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?

(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? ( Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.

Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?

Опыт 4: Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?

Дети: Маховое.

Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?

Дети: нужно помахать им.

Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?

( Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).

Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?

( Ответы детей: видно крючки на волосках).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?

Дети: чтобы перо не раскрывалось

ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее и шире маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:

1. помогает птице воздух,

2. чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.

Итог семинара-практикума :

1. Расширил знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

2. Сформировал представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

3. Уточнил знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Повышение педагогической.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет)Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет) Федеральные государственные образовательные стандарты и программа дошкольной образовательной организации ставят перед нами, воспитателями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 17 августа 2020 в 20:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД