Папки-передвижки

Семинар-практикум «Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС до»

Марина Солодянкина
Семинар-практикум «Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС до»

Семинар - практикум

Тема «Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Цель: Освоение организацией познавательно-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

• повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

Публикация «Семинар-практикум „Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО“» размещена в разделах

• представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы,

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем методическом мероприятии в рамках сетевого взаимодействия в формате семинара - практикума по теме «Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО». Я надеюся, что наша работа пройдет продуктивно и эффективно. Приветственное слово предоставляется заведующему – Татьяне Владимировне Юсуфовой.

Продолжит наш семинар – практикум Екатерина Николаевна Спорышева – ведущий специалист информационно-методического центра «Альтернатива».

Так же хотелось бы выразить благодарность ведущему специалисту ЦДОиВ Устиновского района Алексеевой Ольге Анатольевне.

Уважаемые коллеги, Вы определили свое место для участия, у нас образовалось три творческие группы.

Для нас с вами важно, чтобы творческие группы были единым целым, чтобы у наша встреча получилась продуктивной, состоялся конструктивный разговор по данному вопросу. У Вас на бейджах написаны буквы А,О,Э. Ваше задание придумать название вашей творческой группы, которое будет перекликаться с названием нашего мероприятия и начинаться на эту букву (ответы). Молодцы, вы придумали очень интересные названия творческих групп. Как интересно у нас получилось.

Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно- исследовательская деятельность — его естественное состояние, ребенок настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

А сейчас Я предлагаю вам выполнить задание. Прошу вас обсудить и изложить понимание данного высказывания в свете актуальности вопроса. (Конверт № 1)

1. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.

2. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

3. "Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай поробовать – и я пойму" Китайская пословица

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваши высказывания. Конечно же - познавательно-исследовательская деятельность для дошкольника — важнейший источник получения представлений об окружающем мире. Но человек, создавая систему массового образования подрастающего поколения, эту особенность детской природы учитывать не стал. Традиционное для большинства стран мира обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. И поэтому компетентность воспитателя в этом вопросе очень важна.

Поисково-исследовательская деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования для ребенка. Именно познавательно-исследовательская деятельность для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. А теперь давайте подумаем, какие качества ребенка воспитываются через позвательно-исследовательскую деятельность и выполним небольшое задание (на столах лежат листочки и рожицами детей и конверты с качествами) – Конверт № 2. Ваша задача, подобрать подходящие слова по теме нашего мероприятия, но одной группе попадутся существительные, второй – прилагательные, а третьей – глаголы. Молодцы, давайте подитожим выше сказанное: проявляет инициативу и самостоятельность, ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, умеет находить необходимую ему информацию

Сейчас я хочу предложить Вам выполнить следующее практическое задание

Игра «Вопрос-ответ» (каждой творческой группе выдается конверт с 3 вопросами, на обдумывание дается 1-2 мин., затем группы озвучивают ответы)- Конверт № 3

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает - не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.

5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

6. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

7. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

9. Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе поисково-исследовательской деятельности

Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

Уважаемые коллеги, невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. Давайте сейчас подумаем и обозначим особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. И я предлагаю Вам выполнить следующее задание – Конверт № 4: Творческая групп А – мл. возраст, группа О – средний возраст, группа И – старший возраст. На выполнение вам дается 2 минуты (обсуждаем). Спасибо за ваши ответы (на слайд вывожу вывод)

2-3 года: Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия

- познает предметное содержание мира с помощью анализаторов и манипулирования «Что виже, с чем действую, то и познаю»

- При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста несомненно учитываю их возрастные особенности, поэтому все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у них положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных.

- Интенсивное эмоциональное освоение мира (чем больше в его жизни будет разных интересных ситуаций и разнообразных предметов, тем больше возможностей эмоционально познавать мир)

-Дети до 2–3 лет, познавая, в основном имитируют действия, прежде увиденные в деятельности других людей, поэтому здесь доминантная роль в способах познания отводится педагогу

3-5 лет

Дошкольников 3-5 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т. д. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями.

5-8 лет: К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать. Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Коллеги, спасибо вам за выполнение этого задания.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. В каждом эксперименте можно выделить алгоритм детского экспериментирования. У вас на столах лежит Конверт № 5. Ваша задача: в правильной последовательности разложить алгоритм детского экспериментирования. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. (обсуждаем, затем на слайде проверяем последовательность)

Алгоритм детского экспериментирования

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. И для этого нам необходимо ребенку создать условия. А какие это условия? Что должен учитывать взрослый, чтобы интерес ребенка не угас? (Обсуждаем, на слайд вывожу итог)

Психолого-педагогические условия, стимулирующие познавательную активность :

1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми (созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми).

2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности (Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность).

3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.

4. Организация познавательной деятельности детей по типу исследовательской, в соответствии с тематическим построением образовательного процесса и интеграция с другими видами детской деятельности. (Для развития познавательной активности необходимо предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности.)

5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения, экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций, моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы, исследование, создание проблемных ситуаций).

6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли самостоятельной деятельности детей. (Самостоятельность дошкольников проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач).

7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.

Спасиба вам за ваши ответы. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео по экспериментальной деятельности. Ваша задача проанализировать увиденное и сказать за что мы можем похвалить педагога, или дать ему советы при проведении эксперимента. (смотрим 2 ролика, проводим анализ)

Спасибо, коллеги!

Таким образом, мы видим, что педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует её формированию.

А сейчас я предоставляю слово воспитателям старшей группы Альфие Фанилевне и Олесе Аркадьевне. Они представят нам свой опыт работы по организации РППС по экспериментальной деятельности в своей группе. Альфия Фанилевна, пожалуйста.

Коллеги, Альфия Фанилевна рассказала нам как построенна среда в их группе, а как с ней взаимодействовать, расскажет нам Олеся Аркадьевна.

Уважаемые коллеги, есть ли у Вас вопросы к Альфие Фанилевне и Олесе Аркадьевне?

Спасибо, коллеги за ваш представленный опыт.

Уважаемые коллеги наш семинар-практикум подходит к завершению и я хочу вас попросить оценить нашу работу сегодня:

Рефлексия «Всё в твоих руках» : на листе бумаги обводят каждый свою левую кисть руки; каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

большой палец – для меня было важным и интересным …

указательный – по … (такому-то) вопросу я получил конкретную рекомендацию

средний – мне было трудно (мне не понравилось)

безымянный – моя оценка психологической атмосферы педсовета

мизинец – для меня было недостаточно).

Коллеги, я благодарю вас сегодня за работу. Очень надеюсь, что полученные вами знания и методические подборки, которые мы для вас приготовили, пригодятся вам в дальнейшей работе. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться.

Консультация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка» " Создание условий для успешного развития и воспитания.

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУСоздание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи в соответствии с ФГОС» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Презентация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Презентация на педсовете на тему: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» 1 слайд Притча «Жил.

Семинар-практикум для логопедов «Создание современной предметно-развивающей среды логопедического кабинета с учетом ФГОС» Семинар -практикум для районных детских садов республики Октябрь 2017г г. Владикавказ «Создание современной предметно-развивающей среды.

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ по введению ФГОС Цель: -Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество. - Активизировать мыслительную деятельность.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра и коррекции традиционных подходов к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС до»
Опубликовано: 18 марта 2019 в 09:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД