Получи документы

Семинар-практикум «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Московской области»

Татьяна Ефремова
Семинар-практикум «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Московской области»

Семинар – практикум

«Знакомство детей с декоративно- прикладным искусством Московской области»

Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством.

План семинара- практикума :

Теоретическая часть

Знакомство с декоративно-прикладным искусством МО.

• Создание условий в работе по ознакомлению детей с декоративно-

прикладным творчеством

Публикация «Семинар-практикум „Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Московской области“» размещена в разделах

Методы и приемы работы при ознакомлении детей с декоративно-

прикладным творчеством

Практическая часть:

Путешествие в сказочную страну «Рисовандию»

Народные промыслы, художественные достижения ремесленников – важная часть российской культуры и предмет её особой гордости. Московская область – один из древних очагов самобытного русского творчества. Вокруг столицы сотни лет группировались художественные артели и мастерские, превратившиеся со временем в два десятка широко известных центров народных промыслов с устоявшимися традициями и знаменитыми мастерами.

Именно с Подмосковьем связаны такие известные «русские сувениры», как сергиево-посадская матрёшка, жостовский поднос, гжельская керамика, лаковая миниатюра из Федоскино и платки из Павловского Посада. Искусство народных умельцев Московской области сегодня – это не только сувенирное производство. Это один из символов старого русского крестьянского быта и национальной идеи. Поэтому интерес к народным промыслам Подмосковья набирает силу, а посещение центров народных ремесел в чем-то похоже на паломничество.

ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ШАЛИ И ПЛАТКИ

Одним из самых старых в Подмосковье было кустарное производство женских головных платков. В конце ХVIII в. мастерская крестьян Лабзиных из села Павлово, что в 80 км от Москвы, стала первой платочной мануфактурой России. К 1860-м годам она выросла в целую фабрику шерстяных шалей c набивным рисунком. Удивительное искусство мастеров, украшающих свои творения чудесными цветочными узорами, принесло им славу, награды Всероссийских художественных выставок и заказы от лиц императорской фамилии. Рисунок на ткань тогда наносился резными деревянными матрицами и требовал до 400 наложений.

После социалистической революции 1917 года предприятие было национализировано, а после по мере развития текстильных технологий улучшило производительность и довело рисунок до совершенства. Он стал точнее и тоньше, обогатился новыми оттенками до объёмного вида. В настоящее время Павловопосадская платочная мануфактура – верный источников городских доходов. Её продукция известна во всём мире и вдохновляет на сотрудничество кутюрье и дизайнеров мирового уровня. Мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка с фирменными рисунками в виде цветочных букетов, гирлянд и орнаментов. Они включает в себя 20-40 разных цветов, много раз набиваемых автоматически шёлковыми и сетчатыми шаблонами.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

Жостовская фабрика декоративной росписи с её удивительными умельцами работает в небольшом селе, находящемся в 50 км от Москвы. Народный промысел лаковой росписи жестяных кованых подносов зародился в деревнях современного Мытищинского района Подмосковья в начале ХIХ в. Начал дело крепостной графа Шереметева Ф. Вишняков в 1825 г., потом его повторили соседние мастера. Появились крупные семейные артели, позже – фабрика. Лакированные подносы разной формы украшались базовым узором — изображением яркого букета на основном фоне, чаще всего – чёрном. Красивые нарядные подносы жостовцев стали очень популярными. Искусство их изготовления передавалось из поколения в поколение мастеров и сохранилось до наших дней. В советское время на жостовских подносах появились сюжетные картинки: жанровые или пейзажные, со зданиями, птицами, фруктами. Основной рисунок тоже видоизменялся, но принципы главного метода сохранились: прежде всего, это насыщенный цветочный узор. Жостовский поднос, в зависимости от величины, формы и сложности рисунка, стоит от 1 до 4 тыс. руб. Он имеет массу специфических особенностей, отличающих его от подделки, и создаётся индивидуально, одним мастером. Главные признаки его подлинности – гладкость и зеркальность поверхности. Настоящий поднос из Жостово обязательно имеет фирменный штамп. Самое лучшее доказательство его подлинности – это покупка в фирменном магазине или на месте изготовления – в деревне Жостово.

ФЕДОСКИНСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

Центром народного промысла лаковой миниатюры является село Федоскино, в городском округе Мытищи, в 25 км от Москвы. Здесь в еще 1780 г. купец Коробов держал мастерскую по росписи лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Разрисованная однажды таким же образом табакерка стала первой ласточкой фабричного производства, сохраняющего традиции народного творчества уже почти 240 лет.

Сообщество художников сел Федоскина и Данилкина росло и в 1910 г. получило название «Артели бывших лукутинских мастеров» (по имени первого мастера Лукутина, а в советское время стала государственным предприятием. Основным символом сюжетов федоскинской живописи была русская конная тройка. В ХХ веке на изделиях из папье-маше (табакерках, ларцах, очёчницах, альбомных обложках и шкатулках) появились жанровые картинки, сказочные сюжеты, пейзажи, сцены революционной и военной тематики. Рисунок на поверхность изделий из папье-маше наносится масляными красками вручную, в три–четыре слоя. В краски добавляется серебряная, золотая и перламутовая крошка, а весь процесс изготовления изделия занимает до 6 месяцев. В результате получается объёмная, светящаяся изнутри картинка высокого качества. Искусство художников Федоскина высоко ценилось членами императорского дома и коллекционерами в ХIХ-ХХ вв., а также советским правительством.

Именно федоскинскую шкатулку с сюжетом из сказки «Садко» подарил президент Д. Медведев английскому принцу в честь дня рождения дочери. Продукция фабрики лаковых миниатюр уникальна и дорога, что характерно для индивидуальных художественных работ.

ФАРФОРОВЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЖЕЛЬ

Деревня Гжель находится в Раменском районе Московской области, в 65 км от столицы. Этот район с древних времён был богат разными видами глин, используемых для производства кирпича, посуды, изразцов и труб. Когда в 1800 г. в деревне Володино нашли белую фаянсовую массу, здесь был создан завод по производству фарфора. На сегодня в «Гжельский куст» входят 27 соседних деревень, в которых работают мастера гжельской росписи

Поначалу в посудном промысле использовались расцветки многих цветов: от зелёных до красно-малиновых. Но полученный из колчедана синий кобальт открыл новое направление гжельского керамического дела. Изобретённая художниками система кистевого мазка и чередования процессов разрисовки между обжигами, придающая рисунку объёмность и богатство оттенков, окончательно сложилась к 1850 г. Сейчас гжельская роспись выполняется более чем двадцатью оттенками синего кобальта на белом фоне и создаёт в рисунках чарующее зрелище сине-белой палитры, иногда – с вкраплениями позолоты. Тематика изображений растительная и орнаментальная; в сложных композициях на изделия могут наноситься пейзажи или портреты. Разница оттенков – плод искусства и индивидуального чутья мастера. Все работы ведутся вручную и главный секрет необыкновенной прелести росписи – «азбука мазков», которой владеет художник.

В Гжели учреждено Научно-производственное объединение по возрождению традиций гжельского фарфора «Синь России». Продукция Гжельского фарфорового завода имеет фирменный знак и часто — подпись художника.

ЛИКИНО-ДУЛЕВО

В 78 км от столицы, в Орехово-Зуевском районе, находится центр ещё одного народного промысла, связанного с производством фарфоровой посуды – город Ликино-Дулево. В 1832 г. крестьянин Кузнецов основал здесь фарфоровый завод. К началу ХХ в. это предприятие было одним из первых в России и славилось своей продукцией. Это производство до сих пор продолжает выпускать посуду. Она проще и дешевле гжельской, но среди работ дулевских художников также попадаются очень ценные и дорогостоящие образцы. В основном, это столовая посуда, статуэтки и вазы, сувениры. Фирменный знак дулевских изделий – силуэт сокола.

ДЕТСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЁШКА

В Сергиевом Посаде, знаменитом благодаря Троице-Сергиевой Лавре, в 70 км. от Москвы, появилась на свет в 1890 г. прославленная русская матрёшка. Её прототипом была фигурка японского бога удачи Фукурокудзю со вложенными в неё копиями. С адаптированной фигурки в образе русской крестьянской девочки, держащей в руках петуха, в 1904 г. началась история этой старейшей фабрики деревянных игрушек. Теперь матрёшка – один из символов России.

На фабрике и сейчас расписывают матрёшек вручную, поддерживая традицию.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Резная богородская игрушка из древесины мягких пород появилась в посёлке Богородское в 29 км от Сергиева Посада еще в ХVII в. Её особенность в том, что она, чаще всего, являются «движущейся» : вырезанные специальным ножом «Щучка» деревянные фигурки перемещаются или совершают забавные механические действия с помощью шарниров. Это очень нравилось и нравится детям. Продукция артели «Богородский резчик», восстановленной в 1923 г., радовала ценителей много лет, получая призы иностранных конкурсов.

С 1960 г. игрушка стала фабричной, и фабрика с трудом перенесла последние 30 непростых для России лет. Число мастеров–резчиков сократилось, многие работают теперь на дому и под заказ. Традиции и квалификация теряются. Теперь классических богородских «Курочек», «Мужика с медведем», «Зайку-барабанщика» можно найти только на родине промысла или в редких сувенирных магазинах.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на компьютерные игры, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, честушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривает:

ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;

• создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов,

предметы декоративно-прикладного искусства и др., позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;

• привлечение в работу по обучению детей родителей;

В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий:

• теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).

• практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т. п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).

• комплексные занятия.

• экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т. д

• игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т. п. ,праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах.

• коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада.

Основное внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладывается в семье.

Эта работа предусматривает следующие формы работы с родителями:

• родительские собрания

• консультации для родителей

• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы.

• презентации выставок творческих работ детей

• совместные с родителями мероприятия

В работе по ознакомлению с русским прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы:

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир.

Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)

4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.

5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них

должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы

ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания, в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного

орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т. д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке.

Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки, выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка,

знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала,

бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи, когда цветки или

завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания.

Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на

котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем

выставки предметов народного искусства и работ детей.

Перед тем, как перейти к практической части нашего семинара предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию «Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством»

Практическая часть: Предлагаю всем отправится в волшебную страну «Рисовандию» Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

Вам дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.

Первая остановка «Воображалкино»

Каждому члену команды выдается лист бумаги, на котором нарисован простой завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него

получился предмет или животное. (У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего –человечек, у четвертого собака и т. д.)

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вторая остановка «Надо подумать!»

Вашему вниманию предлагается ситуация:

Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины?

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопрос:

1. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Загадки.

Третья остановка «Умелец»

На лист бумаги приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин., чтобы завершить шедевр.

Подведем итог:

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

ЗАГАДКИ.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

(Дымка)

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица-

Для маленькой темница.

(Матрешка)

Ах! Эти барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки

Кавалеры наши.

(Коргопольская игрушка)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит…

(Городец)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей посредством знакомства с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством. План: Теоретическая.

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусствомДидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Самым высоким видом искусства талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Дидактические игры по ознакомлению детей с «Декоративно-прикладным искусством» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ Дидактическая игра «Назови правильно» Цель: Закрепить знания.

Картотека игр по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Бурханова Наталия Сергеевна Картотека игр по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным.

Лэпбук «Красная книга Московской области»Лэпбук «Красная книга Московской области» ЛЭПБУК «Красная книга Московской области» Воспитатель Замараева Е. А. МБДОУ № 48 «Журавушка» г. Балашиха,МО Аннотация по работе с пособием.

Опыт работы на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» Введение К самым тонким оттенкам природы, К самым сочным краскам земли Прикоснулись руки народа и И секрет волшебства обрели. Все красоты.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Консультация для родителей Подготовила : Гузняева.

Конспект занятия по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством «Резной ковш «курка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с чувашским декоративно-прикладным искусством Тема: «Резной ковш «курка».

Советы для родителей по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Фольклорное по своей сути,.

Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости» Детский сад №20 «Рябинушка МБОУ «Ломоносовская средняя школа» имени М. В. Ломоносова Образовательный проект «Знакомство детей 5-7 лет с народным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Московской области»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 19:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД