Получи документы

Семинар «Ваш успех — Ваша речь!». Культура речи как компонент профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОО

Алексеева Юлия
Семинар «Ваш успех — Ваша речь!». Культура речи как компонент профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОО

Семинар-практикум «Ваш успех – Ваша речь

Цель:

повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОО.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания воспитателей и специалистов о культурных и методических требованиях к речи педагога.

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм.

Публикация «Семинар „Ваш успех — Ваша речь!“, Культура речи как компонент профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОО» размещена в разделах

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Формы работы: лекция-беседа, индивидуальная и коллективная работа, коммуникативно-речевой тренинг.

Часть 1. Требования к качеству речи педагога дошкольной образовательной организации

Разминка.

Вспомните пословицы и поговорки о речи.

Или продолжить данные.

Где много слов, там мало…дел.

Доброе слово…окрыляет.

Ешь пироги с грибами, а язык держи…за зубами.

Каков ум, такова и…речь.

Краткость – сестра…таланта.

Не великое дело – великое…слово.

Сказал, как узлом…завязал.

У плохих людей язык…злодей.

Хорошая верёвка длинная, а речь…короткая.

Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее…голова.

Языком не спеши, а делом…торопись.

Словом пронзишь то, что иглой…не проткнёшь.

Персидский поэт и мыслитель 13 века сказал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Восторженный взгляд пятилетнего малыша прикован к старенькому агрегату, сгребающему в парке опавшие листья:

- Смотри, какой трактор прикольный. Круто он тарахтит, офигеть. Да?

- Это что ещё за слова такие, а? Где только нахватался! Я сейчас тебе рот туалетным ежом буду чистить! – гневно восклицает мама. Ребёнок смотрит на неё в полном недоумении:

- Ну-у-у…Все так говорят…И Мишка, и Колька, и даже Ольга Сергеевна. Знаешь, она сегодня крикнула Баранову, когда он полез на подоконник: «Офигел совсем!» Вот!»

Этот диалог наглядно показывает, что в последнее время не только в молодёжной среде, но и в речи дошкольников и педагогов используется сленг.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольной образовательной организации.

Для воспитателей детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о своей речи – долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относят :

• Качество языкового оформления речи;

• Ценностно-личностные установки педагога;

• Коммуникативная компетентность;

• Чёткий отбор информации для создания высказывания;

• Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Охарактеризуйте, какой должна быть речь педагога.

Среди требований к речи педагога ДОО выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Рассмотрим несколько ситуаций.

1 подгруппа: «Разговор подруг»

- Займи мне 200 рублей.

- Я не знаю у кого.

- Я тебя прошу мне занять!

- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи – у кого?

Вопрос: Почему ведущие диалога не понимают друг друга?

Предполагаемый ответ: Одна из подруг не владеет культурой речи, допускает ошибку. Ей следовало сказать: «Дай мне в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», т. к. глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы».

Вывод: В данном случае неточность речи обусловлена неточностью словоупотребления.

2 подгруппа: «Спор в автобусе»

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

- Тоже сказал, слезают с дерева. Правильно надо сказать: «Вы выходите?»

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаёте?»

- Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать.

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

Вопрос: Кто прав?

Предполагаемый ответ: Правильно будет сказать: «Вы выходите?», так как в автобусе есть выход и вход. Уместен будет и вопрос: «Сходите ли вы?», так как в автобусе есть ступеньки, а по ступенькам сходят.

Вывод:Необходимо знание особенностей русского языка.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития дошкольников. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития детей (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Послушайте текст: Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, - говорит, - велик погонять». Сел и почесал.

А теперь я заменим сленговые слова на слова соответствующие литературному языку: Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься» Сел и поехал.

Задание педагогам.

1 подгруппа:

А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется.

2 подгруппа:

Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржачка!

1 – Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал.

2 – Сам с синяком. Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!

Вспомните, какими словами-паразитами пользуетесь Вы или коллеги.

Как излечиться от словарных паразитов?

• Составьте список слов и повесьте его на видное место. Постоянно штудируйте список, откладывайте в голове.

• Читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы.

• Введите систему штрафов самого себя за слова-паразиты. Но деньги на себя не тратьте.

• Общайтесь с людьми, речь которых заслуживает оценки «отлично».

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребёнка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует более полному осознанию ребёнком содержания речи взрослого.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него точности словоупотребления, образности речи.

Трудно сказать, каким может быть словарь одного человека. Одни считают- 7 – 9 тысяч слов, другие – 11 – 13 тысяч слов. Для сравнения: в произведениях Пушкина насчитывается 21 тысяча слов, у Есенина – около 19 тысяч слов. Гоголь только в «Мёртвых душах» употребил 10 тысяч слов. А у Эллочки-Людоедки в «12 стульях» в словарном запасе было всего 30 слов.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыки общения, формы речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения).

Простота – отсутствие вычурности, естественность.

Живость – отсутствие шаблонов, выразительность, образность.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

Что же такое культура речи?

Культура речи – это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Это специальная языковедческая единица, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Семь требований к нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительно красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность, уместность.

Ведь от неё поёт душа!

Участники семинара конструируют радугу из слов.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагога встречаются недостатки.

Как вы думаете, какие?

• Нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

• Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что», «его»);

• Произнесение слов с акцентом или характерными особенностями местного говора;

• Неправильное ударение в словах;

• Монотонность речи, при которой у детей снижается интерес к содержанию высказывания;

• Ускоренный темп речи, что затрудняет понимание речи;

• Многословие, наслоение лишних фраз;

• Насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

• Засорённость речи словами-паразитами;

• Копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• Использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

• Правильно произносить все звуки родного языка;

• Чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• Строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;

• Использовать средства интонационной выразительности (силу голоса, ритм, темп, логическое ударение, паузы);

• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• Связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

• Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

• принимать ребенка таким, каков он есть;

• помнить, что каждый человек самобытен;

• верить в способности воспитанников;

• стимулировать их творческую активность;

• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

• не унижать достоинства ребёнка;

• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

• помнить, что любой может ошибаться;

• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Прежде чем перейти к практической части нашего семинара, хочу напомнить, из каких разделов состоит курс современного русского языка:

• Лексика и фразеология (Изучают словарный и фразеологический состав языка);

• Фонетика и фонология (Фонетика описывает звуковой состав языка. Предметом фонологии являются фонемы – кратчайшие звуковые единицы);

• Орфоэпия (Изучает нормы произношения);

• Графика и орфография (Графика знакомит с составом алфавита, а орфография - это совокупность правил, определяющих написание слов) ;

• Словообразование (Изучает морфологический состав слова и типы образования новых слов);

• Грамматика – состоит из морфологии и синтаксиса. (Морфология изучает грамматические категории и формы слов. Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов.)

• Пунктуация – совокупность правил расстановки знаков препинания.

Часть 2. Практикум «Проверь свою грамотность»

1. Лексика и фразеология.

Исправить предложение.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошёл гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Мальчик получил очень огромное впечатление.

Сытый обед прибавил нам силы.

Любой поступок заслуживает осуждения.

Было жарко, и пешеходы шли по теневой стороне улицы.

Он дал невежественный ответ.

Я столько много нового узнала.

Не ложите сумку на стул.

Сыграть большое значение.

Быстро ответить на вопрос.

Как называются листья лука?

Как сказать по-другому: «Семь часов пятьдесят пять минут»?

Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?

У взрослых отпуск, а у школьников…

Во Франции живут французы, а в Германии…

Как называется животное, умеющее менять свой цвет?

Как называется группа лошадей?

Сколько месяцев длится каждое время года?

На ноге – колено, а на руке -…

Как зовут морского царя?

Что наступает, когда долгое время нет дождя?

У голубя перья, а у лисы…

Медведь спит в берлоге, а волк…

Объяснить выражение.

Потерять голову, как снег на голову, зарубить на носу, глазом не моргнуть, развесить уши, ушки на макушке, положить зубы на полку, острый на язык, держать язык за зубами, прибрать к рукам, встать с левой ноги, взять себя в руки, ног под собой не чуять.

2. Фонетика и фонология.

Подобрать похожее по звучанию слово.

Спички (синички)

Врач (мяч)

Значок (крючок)

Стол (пол)

Халат (салат)

Ёлка (иголка)

Белка (стрелка)

Зайцы (пальцы)

Яйцо (крыльцо)

Пирог (творог)

Топор (забор)

Огурец (продавец)

3. Орфоэпия.

Поставить ударение и прочитать слово.

ЗвонИт, ворОта, договОр, избалОванный, мЫшлЕние, экспЕрт, деньгАми, слИвовый, свЁкла, твОрОг, обеспЕчение, красИвее, баловАть, балУешь, каталОг, флюорогрАфия, газопрОвод, столЯр, пЕтля, тУфля, срЕдства, жалюзИ, ракУшка, танцОвщица, фенОмен, ходАтайство.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа.

Бинт (бинтОв)

Блин (блинОв)

Торт (тОртов)

Бант (бАнтов)

Гусь (гусЕй)

Доска (дОсОк)

Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа.

Щека (щЁку)

Борода (бОроду)

Стена (стЕну)

Борона (бОронУ)

Доска (дОскУ)

Река (рЕкУ)

4. Грамматика.

Поставь слово в нужную форму.

Окна занавешены (тюль).

Лицо скрыто (вуаль).

Крышу кроют (толь).

Вымою голову (шампунь).

Голова покрыта (шаль).

Пироги с (повидло).

В городе много (армяне).

В саду много (яблони, вишни).

С яблони упало (6 яблоки).

Карантин продолжался (4 сутки).

В вазе лежат (5 мандарины).

В городе много (узбеки).

5. Орфография.

Словарный диктант.

Пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание, словосочетание, винегрет.

Библиография:

1. Введенская Л. А. Культура речи. – М. : АСТ, 2008.

2. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М. : Знание, 1995.

3. Журнал «Детская энциклопедия», 2014,№8.

4. Журнал «Дошкольная педагогика», 2014, №2.

5. Молчанова Е. Г. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. : ООО ИТИ Технология, 2008.

7. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2007

8. Справочник старшего воспитателя, 2009, №3.

9. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок /авт. -сост. В. Н. Иванкова. – М. : ООО Аквариум- Принт, 2006.

АНКЕТА

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало….

В ходе семинара мне….

Я оцениваю семинар…

Спасибо за участие!

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Ваш успех — Ваша речь!». Культура речи как компонент профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОО
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 08:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД