МААМ-картинки

Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника

Инга Архипова
Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи в становлении личности младшего школьника. Выявлены способствующие факторы, раскрыты основные направления работы сотрудничества классного руководителя с родительским коллективом. Определены формы и методы работы взаимодействия семьи и школы для воспитания личности младшего школьника.

Публикация «Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника» размещена в разделах

Ключевые слова : семья и школа, личность младшего школьника, сотрудничество, взаимодействие семьи и школы.

В связи с реализацией ФГОС второго поколения качественным образом изменилось взаимоотношение школы и семьи, поэтому проблема сотрудничества родителей и классного руководителя приобретает особую важность. Это обусловлено тем, что родители теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Успешное воспитание личности младшего школьника возможно только при условии активного сотрудничества семьи и школы. Но бывает так, что нередко обе стороны предъявляют друг другу претензии: учителя отмечают отсутствие интереса у родителей к школьной жизни, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность, а родители бывают недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием классного руководителя, взаимоотношениями в детском коллективе.

Определяющую роль в воспитании, полноценном развитии, социального успеха, высокой успеваемости и хорошего эмоционального здоровья младших школьников играет активное участие родителей в школьной жизни своих детей. Подобное участие показывает детям, что учеба в школе – не только важное и необходимое, но и позитивное, ценное занятие, демонстрирует им искреннюю заинтересованность родителей в их образовании.

Эффективность воспитания ребенка, его развитие и обучение сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа, и как складываются отношения между этими двумя субъектами образовательного процесса. Преимущественную роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. От их мастерства, интуиции и деятельности зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации и в жизни школы. При этом родители должны рассматриваться как главные заказчики и союзники в воспитании детей, так как именно объединение усилий родителей и классного руководителя смогут создать благоприятные условия для развития ребенка.

По мнению В. А. Титова, семья – это сложная подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции: самореализации личности; репродуктивная; первичной социализации; воспитательная; экономическая и хозяйственно-бытовая; рекреационная и психо-терапевтическая [5, с 54].

Среди педагогических проблем семейного воспитанния особое место занимает теория А. С. Макаренко. Он рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена, указывает, что семья - это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем предполагается.

Так же существуют множество работ по проблемам взаимодействия школы и семьи, так, например, В. А. Сухомлинский утверждал, что без дружеского взаимодействия классного руководителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства. Действительно, только объединенные усилия родителей и учителя, их тесный контакт и сотрудничество помогут успешному воспитанию личности младшего школьника.

На основе изученных теоретических подходов педагогов и психологов к решению проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании личности младших школьников было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Якутска.

Для выявления уровня воспитания личности учащихся и вовлеченности родителей в воспитание своих детей была проведена методика экспертных оценок А. Г. Асмолова. В экспериментальной группе средний уровень составил 53%, остальное (47%) – низкий, в контрольной группе 60% - средний и 40% - низкий. Следует отметить, что в обоих группах высоких результатов не выявлено.

Для определения уровня взаимодействия семьи и школы, мы провели анкетирование для родителей. Результаты показали, что высокий уровень имеют 20%, средний уровень – 53,3%, низкий уровень – 26,7%. Итоги по данным анкетирования в контрольной группе составили: высокий уровень – 13,3%, средний – 60%, низкий – 26,7%.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа был сделан вывод, что необходима дальнейшая работа для повышения уровня семейных взаимоотношений и проведения совместной с родителями воспитательной работы. Учащиеся с низким уровнем воспитанности не имели достаточных знаний и представлений об особенностях поведения вне семьи, не знали норм общественного поведения, не имели достаточного опыта положительных взаимоотношений с другими людьми. Поэтому требовалась также работа с детьми по обогащению знаний и представлений детей сведениями из этой области.

На формирующем этапе были проведены различные формы и методы работы классного руководителя с родителями младших школьников из экспериментальной группы.

Мы выбрали первым направлением своего сотрудничества с родителями – просветительскую деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а также нашли наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание родительского клуба «Школа родителей». Программа клуба предполагала тесное взаимодействие семьи, школы и учащихся и включала в себя такие методы, как лекции, диспут, игры, конкурсы, конференции и другое.

Основными задачами клуба являются ознакомление родителей с целями и задачами родительского клуба, посещение родителями занятий, создание «Книги отзывов о встречах», совместно с родителями и детьми создание дневников для их личного пользования «Советы для родителей» и «Памятка для ребёнка». В родительском клубе родителями было усвоено, что следует им показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.

После объединенных усилий родителей и классного руководителя мы провели повторное исследование в экспериментальной группе. Результаты работы показали эффективность влияния школы на семью как на институт формирования личности ребенка, так как при организации различных форм и методов установились сотруднические отношения с семьями, повысился уровень воспитанности детей и снизился уровень семейного неблагополучия. Содержание проведенной работы с родителями затрагивало достаточно много подробностей и особенностей совместной с родителями деятельности, что помогло каждому ребенку осознать роль опыта семейного общения в жизни конкретного человека. Благодаря тесному контакту детей с родителями, каждый учащийся уяснил многие понятия, которые, к сожалению, так редко встречаются в современной жизни, также узнал много нового о культуре человеческих взаимоотношений.

Таким образом, основой эффективного взаимодействия школы и семьи является постоянное внимание школы к развитию ребенка, рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. Необходимо учитывать, что школа и семья решают единые задачи, но достижение решений этих задач осуществляется с помощью различных методов, способов, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Классному руководителю важно поддерживать контакт, активно взаимодействовать, сотрудничать с родителями. Для этого классному руководителю следует выбрать необходимые педагогические приемы, методы и формы взаимодействия семьи и школы для полноценного воспитания личности младшего школьника.

Использованная литература:

1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина / Нач. школа. - 2005. - №11. - С. 68-71

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Дербенев П. Н. Школа, семья, общественность: Конспект лекций / П. Н. Дербенев. – Калинин, 2013. – 33 с.

4. Макаренко А. С. Лекция о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2008. – 96 с.

5. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В. А. Титов. - М. : «Приор – издат», 2011. – 224 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 214 с

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и.

Консультация «Игра в жизни младшего школьника» Игра в жизни младшего школьника Игра является характерным видом деятельности младших школьников. В игре младшего школьника постепенно появляется.

Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников»Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме :«Игра –как метод экологического воспитания дошкольников.» Обострение экологической проблемы в.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Предметно-пространственная среда как один из определяющих факторов воспитанияПредметно-пространственная среда как один из определяющих факторов воспитания Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие эстетического воспитания детей Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет.

Презентация «Психология обучения младшего школьника» Научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и.

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения Как жаль, что взрослые подчас Совсем не понимают нас. А детство, сами говорят, Бывает только раз! Сергей Владимирович Михалков Детство.

Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального общего образования. В основе.

Знакомство с анималистикой на занятиях в изостудии как средство развития творческих способностей младшего школьника Тема" Знакомство с анималистикой на занятиях в изостудии, как средство развития творческих способностей младшего школьника" Педагог дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 08:14
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД