Лучший педагог года

Роль семьи в формировании личности ребенка

Лукьянова Валентина
Роль семьи в формировании личности ребенка

авторы: Лукьянова В. С., Кузнецова О. С.

Семья – это первичная среда, где человек учится творить добро.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в семье»

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них

не впечатывается глубже и тверже примера родителей.

Н. И. Новиков

Публикация «Роль семьи в формировании личности ребенка» размещена в разделах

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, в которой начинается процесс формирования личности. Семья прививает ребенку представление о добре и зле. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Все - хорошее и плохое – закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом мире. Роль семьи в формировании развивающейся детской личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья - это целый мир. Мир, где он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

С самых первых дней, строго говоря, еще до рождения устанавливается контакт мамы и младенца. Как правило, если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если мамочка нервничает, сердится и плачет, точно такие же эмоции выдает и ребенок. Дальше – больше.

Например, представьте себе, что ребенок постоянно слышит и видит, как его мама, придя с работы перемывает косточки коллегам, жалуется на начальника-грубияна и на невыносимою усталость. «Голова раскалывается, еле ноги принесла, сил моих больше нет, цены повысились, папа опять где-то гуляет, надоело все», - и прочее в том же роде. Что же происходит? «Ой, ой, ой, - думает ребенок – какой же страшный и опасный окружающий мир, если такая моя сильная и большая мамочка не справляется с ним. А что же будет со мной?» И грустный, так как настроение его прямо связано с маминым, идет к своим игрушкам. Все, отпечаток в сознании уже есть. Большими буквами там записано: «Окружающий мир – опасное для меня место».

Так вот, если мы хотим создать жизнь ребенка радостной, то нам надо быть внимательными к тому, что мы говорим при наших детях. Действительно, родители несут двойную ответственность и за себя, и за формирование позитивного мышления у своих детей.

Социальная ценность семьи определяется нравственными устоями, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т. д. Пример этому, совместные прогулки, поход в магазин, приготовление пищи, семейный просмотр мультфильма и др. Это укрепляет семью и рождает новые интересы, дает психоэмоциональный разряд. И тогда семья даже при огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям.

В большинстве семей есть свои семейные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время. Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей семьей, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

Вот примеры интересных семейных традиций у детей нашей группы:

• Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!

• Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и дети. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой

• Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все.

• Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок, мама или папа– утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.

Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

Немаловажную роль в формировании детской личности играет эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Какие эмоциональные впечатления он получает больше - положительные или отрицательные? Какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность, заботу, нежность, приветливость, спокойствие, взвинченность, зависть, мелочность? Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем создании личности.

Исходя из всего вышеизложенного мы, бесспорно, видим, что семья играет самую главную роль в жизни ребенка.

Как сказал украинский советский педагог и детский писатель Василий Александрович Сухомлинский «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды

отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Важно помнить, что в формировании развивающейся детской личности, родительская семья будет являться не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании личности ребенка
Опубликовано: 16 августа 2022 в 14:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД