Папки-передвижки

Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие

Юлия Светлова
Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие

Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие»

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать? И какова связь сенсорной интеграции и межполушарного развития?

Публикация «Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие» размещена в разделах

Итак…

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

К сожалению, сегодня в эпоху цифровых технологий значительная доля восприятия и переработки информации приходится на зрительный анализатор, который превалирует над всеми другими органами чувств. Телевизоры, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны, различные цифровые гаджеты - практически вся информация поступает через зрительное восприятие. И адаптируясь к реалиям современного мира, ребенку сложно самому вычленять и воспринимать другого рода сигналы, поступающие через слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные рецепторы. Следовательно, наступает расстройство сенсорной интеграции - состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через все органы чувств.

Исходя из этого, целесообразно и логически оправданно обратиться к особенностям строения и развития головного мозга ребенка.

Целостность мозга создается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела расстраивает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Одно и второе полушарие начинает работать без взаимосвязи. Нарушаются пространственная ориентация, эмоциональное состояние, зрительно-моторная координация

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, же -аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели

Нервная система человека, как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

• Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

• Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, мозолистого тела, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности, развивается дисфункция обработки сенсорной информации

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–10 лет. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

• Проблемы в письме.

• Проблемы в устной речи.

• Трудности в запоминании информации.

• Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

• Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :

• Зеркальное написание букв и цифр.

• Псевдолеворукость.

• Логопедические отклонения.

• Неловкость движений.

• Агрессия.

• Плохая память.

• Отсутствие познавательной мотивации.

• Инфантильность

Как же определить есть ли у ребенка нарушения межполушарного взаимодействия?

Для этого существуют определенные тесты. Например:

1. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

При неправильных ответах более 30% отмечается наличие нарушения межполушарного взаимодействия и его предрасположенность к речевым нарушениям.

2. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак-ребро-ладонь.

Первую пробу ребенок выполняет совместно со взрослым, потом повторяет 10 раз по памяти сначала левой рукой, потом правой, после двумя.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Для теста характерны два вида ошибок: переключение с одного движения на следующее и нарушение последовательности движений и пропуск. Ошибки в данной пробе характеризуют наличие левополушарной недостаточности.

Моя специализация, как педагога- тифлопедагогика, я работаю с детьми с нарушением зрения. Работая, я нередко сталкиваюсь с детьми, которые невнимательны, неспособны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга его функционированием и особеностями сенсорной интеграции.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством. Наблюдается снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.).

Такие дети отличаются своеобразием речевого развития, проявляющимся в слабой связи речи с предметным содержанием, наблюдается снижение общей познавательной активности. Кроме того, детям с нарушением зрения характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями.

Метод сенсорной интеграции в моей работе предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения и психических функций через сенсорные системы. Коррекционные упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического и эмоционального состояния детей, а так же ситуативного состояния каждого ребенка. Чем раньше и активнее стимулировать сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Поэтому в занятия я включаю задания, приемы, направленные на компенсацию определенных диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка. В основном это задания на формирование межполушарных взаимодействий, стимулирование слухового анализатора, тактильных ощущений, движений.

Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка младшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка с нарушением зрения и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. Вашему вниманию я хочу представить свои разработки пособий из нетрадиционных материалов, благодаря которым можно выполнять специальные упражнения.

Итог:

В результате проведения коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорных методов мною наблюдаются следующие результаты:

• значительно улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;

• улучшается осознание своего тела в пространстве;

• снижается уровень двигательного беспокойства;

• значительно улучшается двигательная координация;

• значительно улучшается концентрация внимания;

• улучшается способность к обучению и коммуникации;

• значительно улучшается эмоциональный фон.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Проведение подвижных игр на прогулке для детей 5–6 лет с нарушением зренияПроведение подвижных игр на прогулке для детей 5–6 лет с нарушением зрения Фотоотчет о проведении подвижных игр на прогулке для детей 5-6 лет с нарушением зрения. К 5-6 годам кругозор детей расширяется, внимание.

Конспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зренияКонспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зрения Цель: закрепить знания о предметах мебели. Задачи: - классификация мебели по назначению; - развитие логического мышления и воображения;.

Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зренияКонспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения. Цель: продолжать формировать представления о внешнем виде и образе.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломкамиРазвитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломками Как эффективно и без стресса обучать детей любого возраста? Конечно, с помощью игр! Всё, что проходит весело и увлекательно, даётся намного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие
Опубликовано: 26 октября 2023 в 16:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД