Лучший педагог года

Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Наталия Зимина
Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

___

Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

___

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят оттого, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

Публикация «Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Сенсорная интеграция- это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с ЗПР, РАС, задержкой речевого развития. При этой проблеме дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д.

Ребенок с ОВЗ не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»). В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом.

Сенсорные системы

Проблемы поведения

Зрительная

Гиперфункция

• избегание зрительного контакта.

• боязнь яркого света

• боязнь большого количества людей.

• неприятие ярких игрушек, человеческого лица.

• неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект.

• стремление к темноте

• недостаточный интерес к картинкам, книгам, телевизору

Проблемы поведения

Зрительная

Гипофункция

(все, что характерно для детей в раннем возрасте).

• вращение пальцами, предметами перед глазами.

• рассматривание предметов вблизи от глаз надавливание на глазные яблоки

• зачарованность цветом или рисунком ребенок

• плохо следит за движущимися объектами,

• путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы.

• Фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком;

Проблемы поведения

Слуховая

Гиперфункция

• непереносимость бытовых шумов, особенно высоких

• отсутствие реакции на свое имя, на производимые звуки.

• стремление закрывать уши.

• предпочтение тихих звуков.

• разговор шепотом.

• отрицательная реакция на музыку

Проблемы поведения

Слуховая

Гипофункция

• Визг

• жужжание

• скрежет зубами

• кряхтение

• хлопки в ладоши

• постукивание карандашом, кончиками пальцев

• шелест страницами книги

• сминание и разрывание бумаги

• увлеченность слушанием музыки

• эхолалии

Проблемы поведения

Тактильная

Гиперфункция

• непереносимость прикосновений.

• нежелание обнажать кожу.

• нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам

• отказ от ношения одежды из определенной ткани.

• беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов.

• уклонение от купания и умывания.

• болезненные ощущения от малейших царапин.

• ходьба на носках.

• негативная реакция на ходьбу босиком

• дискомфорт при причесывании или стрижке

Проблемы поведения

Тактильная

Гипофункция

• слабая реакция на боль и холод

• нанесение себе повреждений

• стремление трогать все и всех

• прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)

• привязанность к необычным по тектуре вещам

• удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп

Проблемы поведения

Проприоцептивная (собственного тела)мышечно-суставное чувство, управление движениями

Гиперфункция

• малая интенсивность и скованность движений.

• неуверенность движений

• трудности при удержании позы.

• избегание самых обычных физических действий.

• недостаточное приложение силы

Проблемы поведения

Проприоцептивная (собственного тела)мышечно-суставное чувство,

управление движениями

Гипофункция

• гиперактивность и порывистость движений.

• избирательное напряжение отдельных мышц и суставов.

• застывание в определенной позе.

• сильное надавливание на части тела (трение о стену).

• чрезмерное приложение силы

Проблемы поведения

Вестибулярная

Гиперфункция

• боязнь высоты.

• непереносимость изменения положения тела в пространстве.

• избегание лишних и вращательных движений

Проблемы поведения

Вестибулярная

Гипофункция

• вращения-раскачивания

• ерзанье. взмахи руками.

• прыжки. ходьба, бег по кругу.

• балансировка

• карабканье по мебели

Проблемы поведения

Вкусовая

Гиперфункция

• судорожное зажимание рта

• приверженность определенным продуктам и неприятие других

• отказ от приема пищи (мягкой, липкой, хрустящей)

Проблемы поведения

Вкусовая

Гипофункция

• всеядность.

• привязанность к острой пище.

• стремление сосать и есть несъедобное

Проблемы поведения

Обонятельная

Гиперфункция

• боязнь запахов

• головокружение, тошнота от запахов

Проблемы поведения

Обонятельная

Гипофункция

• постоянное обнюхивание предметов и людей

• привязанность к резким и неприятным запахам

Таким образом, можно сделать вывод, - у ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

При коррекционной работе с детьми ЗПР, наиболее эффективным является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Данный метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод реализуется в двух направлениях: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; совершенствование отдельных перцептивных умений и обучение комплексному использованию этих умений.

Данный метод позволяет повысить нейродинамику, работоспособность, способствует улучшению работы сенсорных систем, совершенствованию умения понимать свое тело и управлять им.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 23 марта 2024 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД