Анастасия Сурутина
Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам технологий ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Исследованиями в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как Н. М. Щелованов, Поддъяков Н. Н., Э. Г. Пилюгина, Л. А. Венгер, Е. Б. Волосова и многие другие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам технологий ТРИЗ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Говоря о триз технологиях - Теории Решения Изобретательских Задач ТРИЗ
Она основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»
4.
Во все времена основой познания мира в раннем возрасте являлось сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, служит основой познания мира. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие - первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
Уже известен ответ на вопрос - чему обучать ребенка сегодня, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно в стремительно меняющемся мире: учить не готовым знаниям, а СПОСОБАМ ДЕЙСТВИЙ. Этот подход на практике успешно реализуется с помощью инструментов на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, развития творческого воображения (РТВ).
Я занимаюсь этим потому что считаю что сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к обучению, а технологии ТРИЗа способствуют неординальному мышлению что помогает даже маленьким детям развивать свои знания и неординарность мышления в разных созданных для них условиях.
5.
Сенсорное развитие - целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта, совершенствование восприятия и ощущений. На третьем году жизни у ребенка активно развиваются и закладываются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ-РТВ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме»
В п. 2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) : а)социально-коммуникативное развитие; б)познавательное развитие; в)речевое развитие; г)художественно-эстетическое развитие; д)физическое развитие». Согласно ФОП дошкольного образования, познавательное развитие детей направлено на формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т. д. …
В раннем возрасте формируется :
развитие самосознания (самостоятельность, любознательность, интереск окружающему миру)
целеустремленности (понятия о том, какие действия необходимо совершать для получения того или иного результата)
творческой деятельности (приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, дети начинают экспериментировать с его содержанием) что опять же дает нам возможность задуматься о применении эллементарных-начальных технологий ТРИЗ уже в раннем детстве
6.
Цель и задачи
7.
Создание педагогических условий для сенсорного развития.
Все что интересно доступно и увлекательно ребенку, а именно технологии ТРИЗ, - развивает сенсорные навыки
8. Работа по сенсорному развития посредством технологии триз у детей группы раннего возраста осуществлялась поэтапно.
На 1 этапе
Я проделала следущюю работу:
Изучение методической литературы и передового педагогического опыта по проблеме
Подбор методик и диагностик для определения уровня сенсорного развития
Организация диагностики детей по сенсорному развитию
Разработка перспективного плана совместной деятельности педагога и детей с применениями технологий ТРИЗ
Обогащение РППС
От детей мы видели
Игровую деятельность
Они знакомились с предметно развивающей средой
В работе с родителями применяла:
Разработку перспективного плана по взаимодействию с семьей
Размещение информации для родителей по сенсорному развитию и формах триз технологий, на стендах в приемной группы на сайте ДОУ и в группе в вконтакте
9.
Для диагностики уровня сенсорного развития мы использовали методику Т. В. Николаевой
Данные диагностики показали, что большинство детей группы
В игре «Найди нужный» на определение цвета
Затрудняются с определением правильного цвета
В игре «Найди пару» на определение формы
Большинство детей действуют путём проб
в игре «Наведем порядок на улице» на определение величины почти половина диагностируемых детей затрудняются в выполнении задания
- мало проявляют интерес к предложенным играм
Полученные результаты, говорят о том, что необходима работа по сенсорному развитию детей группы. Малыш в возрасте 2 -3 лет еще только готовится к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из которых нужно найти выход, найти решение, но не всегда получается, и именно интересные технологии ТРИЗ приходят к нам на помощ в решении поставленных задач
10. В своей работе по проблеме использовала ТРИЗ и РТВ технологию. Так как дети раннего возраста еще не в полной мере могут осваивать такие сложные технологии, я использовала лиш следующие методы:
Метод «Морфологический анализ» разработан швейцарским астрономом Ф. Цвикки. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное количество вариантов реализации объекта с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, усваивать принцип вариативности.
задача.
Учила детей изменять объекты при взаимодействии с разными вариантами цвета, формы, размера или добавления какой-либо части.
Суть метода: рассматривали взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляли перебор вариантов соединения характеристик объектов для создания нового образа.
В группе раннего возраста характеристики объекта заносим на «волшебную дорожку» - это горизонтальные показатели (цвет, форма, размер, части). Беру 2 –4 значения признаков. Например, значения признака «цвет».
Красный
цвет.
Желтый
цвет. Синий
цвет. Зеленый
цвет.
Вертикальные показатели – путешествуем по «волшебной дорожке» представители природного, рукотворного или сказочного мира. В группе раннего возраста беру один вертикальный показатель (изображение объекта на картинке или модель объекта). Я взяла всем известный петушок.
11.
Тема занятия: «Как петушок себе цвет подбирал».
Уточнила знания детей о цвете : красный, желтый, зеленый, синий.
Побуждаю детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».
В гости к детям пришел Петушок (бесцветный силуэт). Дети здороваются с ним, (знакомятся). Я отмечаю, что Петушок белого цвета и спрашиваю детей, как сделать его красивым (выслушивю все варианты без замечаний). Предлагаю детям отправить Петушка гулять по «волшебной дорожке». Спрашиваю у детей названия цвета и дети называют цвета, живущие на этой дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Я обобщаю, что все игрушки красного цвета. Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей. Петушок оставляет у себя красный гребешок и бородушку и отправляется дальше гулять по дорожке. В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.
12.
Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии. Сделать аналогично, значит сделать что-то по тем же правилам. В синектике используется четыре вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная (эмпатия). С детьми первой младшей группы используются два вида аналогий: прямая, личная (эмпатия). Достоинствами метода являются огромные возможности для развития фантазии, воображения и получения оригинальных решений творческих задач, уменьшается инерция мышления человека.
13.
Учила детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных мной условий.
Прямая аналогия – ищем сходные объекты, признаки в других областях действительности. Это сходство объектов в каких-то свойствах, отношениях. Задача: учим находить прямые аналоги знакомым предметам.
Виды прямой аналогии:
А). По форме. Показываю игрушку, иллюстрацию – в нашем случае иллюстрацию - яблоко. Какой формы яблоко? Давайте найдем картинки (игрушки) такой же формы, как яблоко. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его форму. Обобщаю ответы детей.
14.
Б). По цвету. Показываю игрушку, иллюстрацию, например, ёлочку. Какая по цвету ёлочка? (зеленая). Давайте найдем картинки (игрушки) такого же цвета, как ёлочка. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его цвет (трава зеленого цвета, зеленый листик, карандаш зеленого цвета и т. д.). я обобщаю: все они (перечисляет) зеленого цвета, как ёлочка.
В). По величине. Показываю игрушки, например, большой домик – маленький домик. Что это? (домики). Этот домик какой по величине? (большой). А этот? (маленький). Найдем игрушки такой же величины, как большой (маленький) домик. Дети находят и раскладывают игрушку по величине. Затем я обобщаю.
15.
Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. И Эффект огромен
Для детей раннего возраста целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом.
Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.
В своей работе я брала тип Игры на подбор пары
В этих играх одной картинке 1 круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2 круга.
Такие игры как:
1. «Цвет»
1 КРУГ ЦВЕТ (СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ)
2 КРУГ ЦВЕТ (СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ)
«Больше - меньше»;«Большой-большой маленький-маленький»
1 КРУГ предмет большого размера
2 КРУГ предмет меньшего размера
«Найди реальное сочетание»
Выбери объект и подбери к нему цвет. (Цыпленок - клякса желтого цвета. Цыпленок желтого цвета. По цвету цыпленок желтый) и т. д.
Обращаю внимание, во фразе, которую произносит ребенок, должно всегда присутствовать слово «цвет» (название признака). Это ведет к тому, что у ребенка формируется способность к обобщению. Очень ценно, если ребенок например зеленый цвет ставит под изображением «Яблоко», объясняя, что яблоко бывает зеленого цвета или листок у яблока бывает зеленого цвета, Тем самым ребенок показывает, что у него формируется обобщение: зеленый цвет может быть у многих объектов.
«Определи форму» (Объект-форма)
Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом
Проведя работу видно чтоименно сенсорное развитие посредствам технологий ТРИЗ предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества
16.
Для применения любой из поставленных задач необходимо оборудование и атрибуты в изготовлении которых большую помощь оказывают родители. Работая над проблемой развития сенсорных эталонов детей раннего возраста, я поняла, что это процесс, который не возможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий как со стороны воспитателя, так и со стороны родителей.
Работая в данном направлении, мной был организован семинар- практикум для родителей «Знакомство с именами признаков», размещена информация на информационном стенде группы, официальном сайте ДОУ в разделе «Дистанционный детский сад» и соцсети Вконтакте. На семинаре-практикуме совместно с родителями мы изготовили заготовки для пособия «Теремок».В родительском уголке в рубрике «Один день, одна игра» постоянно размещался материал по изготовлению атрибутов для сенсорных игр своими руками.
Активизации интереса к проблеме способствовало и активное участие родителей в конкурсе «игры для сенсорного развития», которыми был обогащен и пополнен сенсорный в группе.
Такой союз родителей и педагогов способствовал включенности родителей в образовательный процесс по развитию двигательной активности детей, а так же повышению их компетентности в данном вопросе.
17.
Конечно работа по сенсорике не заканчивается только технологиями триз, вся работа строится в течении дня во всех режимных моментах, например с утра встречаем мы ребят полюбившимся детям зайчиком которого так же для нас изготовили родители, он обнимает их и успокаивает, ведь он не обычный а очень мягкий ушки его шуршащие а в лапках лежат вишневые косточки и крупа тактильные ощущения помогает детям быстрее отвлечься от разлуки с родителями и развивают детские способности (мышление, память, концентрацию внимания)
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета такие как: «найди пару варежке», «Посади бабочку на свой цветочек». Большой популярностью пользуется игра «что в мешочке»,в ней дети должны на ощуп попробовать отгадать чтоо лежит в мешочке. Рассматривание альбомов «Цвета», «Большой-маленький» и т. д.
18.
В изготовление дидактических игр и материалов особое внимание обращалось на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляет детям радость, способствовует накоплению сенсорных представлений. Дети с удовольствием рисуют и играют с цветным песком, в игре «Пкормим куклу»(стараемся все распеределить на цветовые элементы)
19.
На занятиях формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой - либо предмет, побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движения, слушали и исследовали.
20. В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО создана предметно-пространственная среда, которая :
Содержательно-насыщенная, насыщенность среды соответствовует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- трансформируемая
- полифункциональная
- вариативная
- среда доступная для воспитанников
- безопастная
Вся мебель в группе размещена таким образом, что площадь максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей. При оснащении развивающей предметно-пространственной среды большее внимание уделяем разнообразию предметов, материалов, пособий, способствующих обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов. Все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т. д. Дидактические игры, материалы пополняются по мере необходимости, подобраны в соответствии с требованием образовательной программы ДОУ и способствуют совершенствованию сенсорного опыта детей. Уголок сенсорного развития располагается в зоне познавательного развития. При организации сенсомоторного уголка, в первую очередь, руководствовалась необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от комплексно - тематического планирования образовательной деятельности.
- среда доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; материалы и оборудование исправны;
- предметно-пространственная среда соответствует всем элементам требования по обеспечению надежности и безопасности ее использования.
Для знакомства детей со свойствами природного материала в центре «Природа» организован уголок экспериментирования. В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов.
В любой деятельности обращаем внимание на свойства предметов, все действия проговариваем
21.
На третьем этапе осуществлялась повторная диагностика уровня развития сенсорного развития детей первой младшей группы, для чего использовались те же показатели, что и на первом этапе.
Данные диагностики показали
В игре «Найди нужный»
Дети хорошо справлялись с определением правильного цвета
В игре «Найди пару»
Дети с легкостью подбирают правильное отверстие для геометрической формы