Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры

Виктория Дергунова
Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Дергунова

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково

Углегорского городского округа Сахалинской области

Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры» размещена в разделах

Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. На третьем году жизни происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие детей раннего возраста должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Я в своей работе с детьми 2 – 3 лет на занятиях и в самостоятельной деятельности для сенсорного развития использую дидактические игры. Дидактические игры способствуют накоплению детьми чувственного опыта представлений о форме, величине конкретных предметов, ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.

Работа включает в себя следующее:

- учитывая возрастные особенности детей, я провела подбор дидактических игр;

- содержание дидактических игр направлено на развитие восприятия предмета, восприятие цвета, восприятие формы, пространственного восприятия, восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями;

- дидактические игры введены в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность детей;

- проанализированы результаты использования дидактических игр в сенсорном развитии детей.

В соответствии с целью сформированы основные задачи:

- в области знаний

ознакомление детей с формой и величиной предметов;

усвоение системы цветных эталонов;

развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;

повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорной культуры дошкольников.

- в области умений

развитие мелкой моторики;

развитие связной речи детей;

развитие интеллектуальных способностей;

содействие развитию творческого самовыражения личности в

продуктивных видах деятельности;

способствовать возникновению у детей положительного созидания.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей детей.

Работа по сенсорному развитию планируется 2 раза в неделю: непосредственно образовательная деятельность и дидактическая игра. В начале учебного года в группе был создан сенсомоторный уголок, в котором большое значение уделила зрительной среде. В оформлении группы присутствует цветовой спектр радуги (радужный круг со стрелкой, пособие «Цвета и формы», настенный «чудо-цветок», наборы мячей основных цветов, в уголке ряжения – юбки и банты 7 цветов спектра, набор дидактических игр на сенсорное развитие и многое другое.

Одним из условий для осуществления поставленных задач, явилась организация развивающей предметно-пространственной среды, которая состоит из модулей.

Модуль – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.

Модули размещены с учетом:

- свободного доступа;

- возрастных и психологических особенностей;

- свободы пространства;

- стабильности;

- гигиенических требований;

- жизненного опыта.

Модуль развития мелкой моторики и речи.

Цель: учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем, развивать связную речь.

Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект.

В этом модуле дошкольники собирают пирамидки, нанизывают кольца на стержни, вставляют вкладыши в рамки, шнуруют, застегивают пуговицы, выполняют упражнения дидактического пособия «Сенсорный куб».

Тип материала: объекты для исследования в действии.

Наименование:

Пирамидки, окрашенные в основные цвета.

Стержни для нанизывания с цветными кольцами.

Объемные вкладыши.

Матрешки.

Доски – вкладыши.

Рамки – вкладыши.

Кубы с прорезями разной формы.

Мозаика.

Набор для завинчивания.

Рамка с застежками (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки).

Панно со съемными элементами.

Природный и бросовый материал.

Дидактическое пособие «Сенсорный куб».

Модуль восприятия формы и величины.

Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры и тела.

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, образное мышление.

Манипулируя с объектами данного модуля, называя на ощупь предметы из «Чудесного мешочка», выкладывая по величине геометрических тел, дети развивают свои сенсорные способности.

Тип материала: объекты для исследования в действии.

Наименование:

Объемные вкладыши.

Доски – вкладыши.

Рамки – вкладыши.

Набор объемных геометрических тел.

Набор геометрических тел для сериации по величине.

Кубы с прорезями разной формы.

Набор плоскостных геометрических форм.

Чудесный мешочек с набором геометрических форм.

Набор для сериации по величине.

Модуль цветового восприятия.

Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету.

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память.

Развитию цветового восприятия способствует подбор палочек, бусинок, прищепок, ленточек по цвету, выкладывание из мозаики и бигудей картинок, проведение дидактических игр, например, «Ленточки для шариков», «Угадай, какой цвет», «Украсим елочку».

Тип материала: объекты для исследования в действии.

Наименование:

Набор цветных палочек.

Набор кубиков с цветными гранями.

Мозаика.

Бусы, ленточки, прищепки.

Д /игра «Чудо – бигуди».

Модуль слухового развития.

Цель: Восприятие и дифференциация шумовых различий и звуков различной высоты.

Задачи: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, внимания, воображения подготовка к восприятию музыки.

Слушая звучание различных инструментов, дети учатся отличать бубен от колокольчика, трещотку от дудочки и т. д., у них развивается фонематический слух. Развитию слуховой памяти способствует проведение дидактических игр: «Кто там?» «Что звучит?».

Тип материала: объекты для исследования в действии

Наименование:

Музыкальная шкатулка.

Звучащие инструменты (барабаны колокольчики, пищалки, трещотки, дудочки и др.)

Наборы шумовых коробочек (по Монтессори).

Модуль развития тактильных ощущений и обоняния.

Цель: дифференциация восприятия с помощью обоняния, температурных различий, развитие осязания, учить узнавать различные качества шершавых поверхностей.

Задачи: Развивать внимание, память, навыки классификации, активизировать словарь.

В этом модуле малыши учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь и по запаху с открытыми и закрытыми глазами.

Тип материала: объекты для исследования в действии.

Наименование:

Панно из тканей различной фактуры.

Предметы различающиеся размером, весом, текстурой, запахом.

Природный материал.

Д / игра «Трогательная картинка».

Модуль художественно-творческого развития.

Цель: развивать художественно вкус, творческие способности детей.

Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Здесь дети работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь.

Тип материала:

1) Для рисования:

Наборы цветных карандашей.

Наборы фломастеров.

Наборы шариковых ручек.

Гуашь.

Цветные мелки.

2) Для лепки:

Глина.

Пластилин.

3) Для аппликации:

Набор разных сортов бумаги.

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы.

Модуль элементарного экспериментирования.

Цель: развивать познавательный интерес.

Задачи: развивать память, мышление, навыки сопоставления, познакомить с категорией «причина – следствие».

С детьми провожу опыты и эксперименты с природным материалом, цветными и увеличительными стеклами, шампунем, гуашью. Малыши учатся экспериментировать, делать выводы, познавать мир.

Тип материала: объекты для исследования в действии.

Наименование:

Набор для экспериментирования с песком и водой.

Бумага, шампунь, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности и др.

Модуль интеллектуального развития и конструктивных способностей.

Цель: развивать интеллектуальные, конструктивные и творческие способности.

Задачи: развивать внимание, мышление, память, воображение, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.

Дети совместно со мною и самостоятельно выполняют постройки из конструктора, строительного, природного и бросового материала.

Тип материала: строительный материал.

Наименование:

Крупногабаритный напольный конструктор.

Комплект больших мягких модулей.

Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичик, призмы, пластины).

Конструкторы «Лего» «Модуль», «Кроха».

Природный и бросовый материал.

Для осуществления образовательной деятельности был разработан перспективный план дидактических игр по сенсорному развитию детей 2 – 3 лет.

Например, в игре «Подбор шариков по цвету» дети учатся подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.

В первом варианте игры дети 6 – 8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, складывают в общую коробку. Ребенку предлагается переложить все шарики одного цвета (предположим, красного) в другую коробку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Называется цвет, а потом детям предлагается называть цвет самим.

На следующих занятиях дети получают коробку, где сложено 8 – 10 шариков двух цветов, и две коробки или пластмассовые тарелочки такого же цвета, как и шарики. На глазах у детей шарики раскладываются по цвету: «В красную коробку положу красный шарик, и еще красный, в синюю коробку положу синий шарик!» и т. д., пока все шарики не разложены в коробки соответствующего цвета. Затем детям предлагается так же разложить шарики. Детям, умеющим говорить, предлагается называть цвет шариков. Дети сначала кладут шарики одного, а потом другого цвета или раскладывают их вразбивку. И тот и другой способ допустимы.

Занятие повторяется, коробки и шарики даются детям в свободное пользование. Дети хорошо справляются с этой задачей и даже замечают и исправляли допущенные ошибки.

Моя работа не ограничивается лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, я включаю дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОО (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей).

За период работы по сенсорному развитию у детей наблюдается положительная динамика уровня развития сенсорных способностей и представлений, развития мелкой моторики.

Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры В своей работе использую дидактические игры, так как считаю что дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения,.

Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра – инструмент формирования сенсорных эталонов Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса.

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального района Нижегородской области.

План работы по самообразованию в группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Воспитатель: Девлишова Юлия Александровна План работы по самообразованию в группе раннего возраста. Группа первая младшая «Теремок» МБДОУ.

Презентация на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.Сенсорное развитие детей раннего возраста. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт, наиболее важные навыки для его развития. В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры
Опубликовано: 1 марта 2019 в 10:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дергунова (УИ 1692963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД