МААМ-картинки

Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)

Альфия Шарибжанова
Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)

Цель: Формирование сенсорно-моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время данная проблема очень актуальна и заключается в том, что сенсорно-моторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей и успешной готовности к школе а главное психо-эмоциональному благополучию. Над данной проблемой я работаю не первый год и мне хотелось бы поделится своим опытом работы.

Публикация «Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)» размещена в разделах

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки…нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.

С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:

1)аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;

2) не мешать сверстникам;

3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;

4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста»

В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и сенсорно-дидактическую юбку для адаптации малышей.

По мере освоения действий постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

В игре с детьми я стараюсь создать принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.

Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсорно-моторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала велечин, цветовой спектор, система фонем, др. и научить использованию специальных действий необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсорно-моторных процессов создаются такие условия в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей (из опыта работы)
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 10:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД