Лучший педагог года

Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Елена Шипанова
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов – сложный процесс. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Сенсорный опыт в дошкольном возрасте - начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Если ребенок не получает сенсорное воспитания, это ведет к значительной задержке общего развития.

Публикация «Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение; реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений. Ориентироваться в предметных условиях. Именно играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных… Через игру ребенок входит в мир взрослых. Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливает опыт. И именно при помощи игр на сенсорное развитие мы демонстрируем ребенку на сколько интересен и разнообразен этот мир.

Для формирования и развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития. В дидактической игре познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Она помогает ребёнку узнать окружающий мир и расширить его кругозор. С помощью дидактической игры по сенсорному развитию, воспитатель видит процесс сенсорного развития, оценивает эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлекает новые. При определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Воспитатель в совместной игровой деятельности с детьми обогащает их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.

Таким образом, одно из центральных мест в работе с малышами занимает использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов, так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяю созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка учитывала следующие критерии доступности, безопасности, эстетичности.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов стараюсь создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно перевожу детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняю и показываю детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия. Для развития тактильных ощущений я использую природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.

Для развития осязания применяю образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями. Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Шептунчик», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки и т. д. Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяю свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С дошкольниками провожу игры : «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей :

- игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);

- форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);

- величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

• стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

• развитию мелкой моторики рук ребенка;

• симуляции двигательной активности;

активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);

• снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

• повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Таким образом, в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия : дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.); активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Литература:

1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.-144 с

2. Максимова З. Н. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию», Москва «Просвещение»1973 г.

3. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей по сенсорному развитию. Задачи: представить опыт проведения занятий по сенсорному развитию. Целевая аудитория:.

Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта Сенсорное развитие ребенка, по.

Презентация «Развивающая игра для малышей «Коробка из крышек». Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Структурное подразделение МБДОУ д/с № 5 «Сказка» семейный детский сад «Родничок» Развивающая игра для малышей «Коробка из крышек» Воспитатель:.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г. Готовность ребенка к обучению в школе.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что сенсорика является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» На протяжении учебного года в младшей группе «Сказка» велась работа по сенсорному развитию детей. В работе по сенсорному развитию детей.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) Цель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2019 в 01:40
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД