Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

Михайличенко Наталья Анатольевна
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ

Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта

Сенсорное развитие ребенка, по Л. А. Венгеру,- «это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.».

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

С чувственного восприятия предметов и явлений окружающего мира начинают формироваться все виды познания, основывающиеся на образах восприятия и представляющие собой результат их переработки. В отечественных исследованиях чувственное познание рассматривается как первая и важнейшая ступень познания, а сенсорное развитие как фундамент общего умственного развития ребенка, от которого во многом зависит готовность детей к школьному обучению.

Полноценное сенсорное развитие ребенка осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, направленного на целенаправленное формирование у дошкольников эталонных представлений (о цвете, форме, величине, других признаках и свойствах различных предметов и материалов, развитие всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое, тем самым закладывая основу для развития умственной деятельности. Именно поэтому большое внимание в дошкольной педагогике уделялось сенсорному развитию детей, формированию и обогащению их сенсорного (чувственного) опыта.

Между тем, в ряде исследований отмечается, что многие педагоги и родители без внимания оставляют развитие и воспитание органов ощущений у детей дошкольного возраста, считая, что сенсорное развитие приоритетно только для раннего возраста. С другой стороны сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста также уделяется непростительно мало внимания, воспитатели зачастую решают данный вопрос «попутно» в изобразительной деятельности или на музыкальных занятиях. Данная проблема указывает на то, что задачи сенсорного развития детей, перестали рассматриваться педагогами как основные, отошли на второй план. Кроме того, разнообразие сенсорных раздражителей, окружающих современных детей, и темп их освоения (насыщенные современные образовательные программы, «интенсивные» технологии, не позволяют дошкольникам качественно их перерабатывать и присвоить, формируя поверхностное «клиповое» мышление.

Результаты собственных педагогических наблюдений также позволяют говорить о недостаточной развитости органов чувств, восприятия (перцепции) и обследовательских действий у воспитанников. Часто, у детей отмечается формальный характер знакомства с сенсорными эталонами, свойствами и качествами предметов, неумение в дальнейшем использовать эти знания в самостоятельной деятельности для решения практических задач, что не позволяет воспитанникам качественно перерабатывать и присваивать новую чувственную информацию.

Считаем, что перечисленные проблемы становятся негативным фактором, влияющим на сенсорное развитие детей дошкольного возраста, где сенсорный опыт современных дошкольников все чаще оказывается ограниченным, а сам процесс его накопления – стихийным.

Научно-теоретический подход к решению обозначенной проблемы характеризуется аналитическим осмыслением литературных материалов и психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В отечественной дошкольной педагоги первые исследования в этой области были проведены в конце XIX века и оказались весьма результативными. В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, М. М. Манасеина, И. А. Сикорский и др. стремились научно обосновать вопрос о сенсорном воспитании ребенка.

И. А. Сикорский указывал на зависимость умственного развития от воспитания органов ощущений, подчеркивая последовательность знакомства ребенка с внешними органами чувств (умение слышать, видеть и осязать, и обучения с их помощью точно воспринимать внешний мир.

Убеждение в необходимости тренировки органов чувств присутствует в трудах Эдуарда Сегена и Марии Монтессори. Ученые считали органы «чувств – «воротами», через которые сигналы внешнего мира попадают во внутренний мир ребенка, формируя сенсорный опыт и служащих основой психического развития.

Оригинальное педагогическое обоснование важности воспитания ощущений для всестороннего умственного развития ребенка было предложено доктором медицины, известным физиологом и педагогом Марией Михайловной Манасеиной. В её исследовании обращалось внимание на последовательность развития ощущений, приводящих к появлению сознания у детей. Она говорила о том, что взрослые не имеют права ограничивать мысль ребенка одним каким-то методом, напротив, должны стремиться к тому, чтобы ребенок познавал истину всеми возможными способами: индукцией, дедукцией или творческим полетом мысли.

В психолого-педагогических исследованиях нашего времени продолжаются идеи, реализации научных открытий отечественной теории сенсорного развития детей. Чувственное познание рассматривается как первая и необходимая ступень познания, которая совершенствуется на протяжении всей жизни человека, но закладывается в дошкольном детстве. Сенсорное развитие, характеризующее чувственную ступень познания, в современных работах понимается как процесс и результат формирования сенсорного опыта детей.

В своих исследованиях кандидат педагогических наук А. М. Вербенец отмечает, что сенсорный опыт является основой других видов деятельности (познания, продуктивной деятельности, игры, труда, стимулирующих накопление представлений о преобразовании материалов, изменчивости проявления свойств в разных условиях. «Оно включает развитие восприятия и ощущений, освоение сенсорных эталонов и обследовательских действий, формирование представлений о свойствах и качествах предметов и явлений, использование сенсорного опыта в процессе решения личностных задач в разных видах деятельности», - пишет автор.

Е. Л. Пороцкая рассматривая сенсорные способности как «способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств», отмечает, что «целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей детей».

Л. А. Венгер определил главное направление сенсорного воспитания, которое рассматривается как «результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)».

Исследователями Л. А. Метиевой и Э. Я Удаловой подчеркивается, что «сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения».

А. В. Запорожец в процессе сенсорного воспитания значимую роль отводит формированию у детей представлений о сенсорных эталонах, как «…системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Где важной особенностью эталонных представлений является обобщенность, так как в них закреплены наиболее существенные, значимые качества».

Л. А. Венгер считал, что «ребенок научается использовать эталоны как средство выделения признаков предметов и их обобщения. Их освоение - сложный процесс, включающий этапы использования сенсомоторных (до 3 лет, предметных (до 5 лет, и общепринятых эталонов (от пяти и старше, …в которых отмечается относительность этапов освоения, обусловленная степенью сложности обследуемого объекта, его свойств».

Авторы пособия «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет» Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, считают, что задача педагогов состоит в том, чтобы не только сформировать у детей четкие представления о разновидности каждого свойства сенсорного эталона, но и научить их применять при анализе различных предметов окружающего мира.

«В дошкольном возрасте активизируется внутренняя потребность ребенка в познании нового, в притоке информации, развивается в унисон с активной перцептивной деятельностью, указывая на необходимость создания условий для самореализации ребенка в практической деятельности», - подчеркивают Б. Г. Ананьев и М. Н. Полякова.

Вышесказанное означает, что решение проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является одной из приоритетных в современном российском обществе. На основе чего был сделан вывод, что важным становиться вопрос, о сенсорном развитии детей начиная с раннего возраста, что будет способствовать развитию всех органов ощущений, являющихся исходным базовым уровнем умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Именно поэтому, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что важной структурной единицей содержания образовательной области «Познавательное развитие» является развитие познавательно-исследовательской деятельности, где важным становиться решение задач сенсорного развития дошкольников :

-формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.,

-развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира,

-формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

На основе чего, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов-дошкольников на создание условий «для обогащения непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности», на «совершенствование восприятия путем активного использования всех органов чувств».

Таким образом, исследуя вопросы сенсорного развития дошкольников, Требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие», считаем, что одним из компонентов педагогической деятельности с дошкольниками, должно стать усиление внимания педагога к вопросу формирования сенсорного опыта и сенсорных способностей у воспитанников, что определило актуальность нашей работы.

В связи с вышесказанным возник вопрос: «Каким должно стать содержание сенсорного развития младших дошкольников, являющееся основой формирования представлений о величине, форме, пространственных и временных отношениях, с одной стороны, и познавательной базой и инструментом познания нацеленных на развитие у детей органов чувств и восприятия, формирования сенсорных эталонов и обогащение сенсорного опыта, с другой стороны?».

Анализ научно-практических материалов, описывающих последовательные подходы к формированию сенсорного опыта у детей, раскрывающих пути решения обозначенной проблемы и возможные направления сенсорного развития современных дошкольников позволили обобщить изученную информацию и сделать следующие выводы.

С развитием теории сенсорного воспитания важный акцент делается на разработку соответствующих игр и упражнений для развития разнообразных ощущений. Для дошкольной педагогики непосредственный практический интерес представляет часть концепции М. М. Манасеиной, в которой автор обосновывает, что одно и то же упражнение может решать несколько воспитательных задач, на основе их содержательного компонента. Здесь же автор подчеркивает, что не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют синтетические и творческие упражнения, предоставляющие дошкольнику большую свободу и самостоятельность, где ребёнок должен не только тренировать свои разнообразные ощущения, но и видеть результаты своей деятельности. Что дает жизнерадостное настроение, пробуждает предприимчивость, инициативу и творчество.

М. А. Габова подчеркивает, что большое значение при освоении сенсорных эталонов отводиться упражнениям, направленным на освоение сенсомоторных действий. Это обусловлено тем, что при практическом знакомстве с предметом его нужно потрогать руками, погладить, покатать, сжать в кулак, понюхать и т. д. Включая в обследование предмета движения руки, мы организуем зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуем уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, размере, качестве поверхности, материале. Постепенно внешние ориентировочные действия переходят во внутренний план, то есть интериоризируются. Ребенок начинает применять сенсорные эталоны без их перемещения, совмещения, обследования и других внешних приемов. Они заменяются рассматривающими движениями глаз.

Большой интерес представляют взгляды на дидактические игры Е. И. Тихеевой рассматривавшей её как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Автор считала, что дидактическая игра дает возможность развивать сенсорную культуру ребенка в практических действиях, выполняемых как в повседневной жизни, так и в специально организованной зоне сенсорного развития.

В работах А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, А. М. Леушиной и др., представлена система дидактических игр, способствующих развитию сенсорных способностей : игры и упражнения на развитие сенсорного опыта : различение, называние, абстрагирование, освоение эталонов. Наряду с дидактически-игровым содержанием (на основе дидактических игр) обогащения сенсорного опыта дошкольников, в исследованиях рассматривались вопросы интеграции сенсорного и художественно-эстетического развития, задачи сенсорного развития включались в общие задачи развития изобразительной деятельности.

В современных парциальных программах и технологиях эстетического развития детей (Н. Э. Басиной, Т. Н. Дороновой, Н. Б. Дубровской, С. А. Золочевского, И. А. Лыковой и др., развивая идеи прошлого в направлении интеграции сенсорного и художественно-эстетического развития представлено интересное содержание, описаны дидактические средства и формы организации детской деятельности.

Сенсорные основы рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования изучены в работах современных авторов (Т. Н. Дороновой, М. М. Вербенец, Н. А. Курочкиной, Э. Г. Пилюгиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, отмечающих, что каждый вид продуктивной деятельности имеет своеобразие в обогащении сенсорного опыта дошкольников.

По мнению И. А. Лыковой: «Многообразный сенсорный опыт приобретается ребенком в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в деятельности с предметами мира и в художественном творчестве. Единство содержания «сенсорного» и «эстетического» определяет одно из направлений интеграции, поскольку связь сенсорного и художественно-эстетического направлений глубже, определяется самим механизмом познания: поиск (восприятие и освоение) сенсорной информации обусловлен задачами творческого поиска».

Сказанное означает, что организация сенсорного развития дошкольников, должна носить развивающий и обогащающий характер, ориентированный на развитие сенсорных способностей у дошкольников, который может строиться на содержательной характеристике художественно-эстетического развития детей.

Поскольку в Стандарте указывается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены технологии и парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. То такой программой для дошкольников в нашем дошкольном учреждении, стала парциальная программа «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой. В основе идеи программы лежит формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие детей 2-7 лет в изобразительной деятельности.

Особенностью программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, которые обеспечивают оптимальные условия для полноценного развития сенсорных и художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

В основу работы была положена гипотеза: что если процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться посредством использования в образовательном процессе парциальной программы «Цветные ладошки», то это станет дополнительной основой развития сенсорного опыта и сенсорных способностей у каждого воспитанника группы.

Решение данной проблемы поставило цель работы: развить сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста, посредством апробации программы «Цветные ладошки» в совместной образовательной деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.

1. Изучить теоретические и практические материалы, по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, средствами художественно-эстетического развития.

2. Создать условия, для активного включения младших дошкольников в специально организованную изобразительную деятельность, способствующую развитию сенсорных способностей.

3. Разработать и апробировать систему работы по развитию сенсорного опыта младших дошкольников, на основе развития их художественно-эстетических способностей.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС  Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель Бравко В. В. В ходе непосредственно образовательной деятельности, вслушиваясь в речь детей своей группы, мною было.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для педагогов «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Консультация для педагогов «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Детский возраст.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что сенсорика является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Именно творческая деятельность человека делает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 15:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД