Получи документы

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС 

Елена Седова
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС 
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, о добре и зле, представления о семейном укладе и своей Родине: России и Малой родине.

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами детского сада, родителями (законными представителями, т. е теме кому не всё равно, каким будет ребёнок в ближайшем будущем. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

источником информации (чаще всего негативной) стал интернет и телевидение. Постепенно исчезает живое общение. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру» и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

Духовно-нравственные ценности, которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:

• семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;

• культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;

• патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.

Наша задача, задача педагогов – донести все это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Формы работы с детьми:

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

- проведение совместных праздников;

- просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Образовательная деятельность дошкольного учреждения по духовно- нравственному воспитанию осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, составленной с учётом проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик и др.). Наша программа богата традициями. Одной из них является

«Утро радостных встреч» (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков).

Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

«Круг хороших воспоминаний»

Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.

«Для всех, для каждого»

Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» проводятся не реже одного раза в неделю.

«День рождения»

Педагогами выработано на каждой группе единый сценарий, который реализуется при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Проводится традиционная хороводная игра, например «Каравай»; разучите с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Кроме того дети, совместно с педагогом решают преподносить подарки именинникам, при этом подарки должны быть одинаковыми или сделанными руками детей.

Педагогами на каждую возрастную группу разработаны Рабочие программы по всем образовательным областям. Один из разделов программы содержит перспективное планирование по нравственному воспитанию: состоящее из ситуативных бесед, игр.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В организации сюжетно-ролевых игр (также есть перспективное планирование на каждую возрастную группу) учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой («Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке», «Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В Детском саду сформирована подборка поучительных сказок современных писателей. (И. Гурина, Ирис Ревю Поучительные сказки ненавязчиво подводят ребенка к правильным решениям и поступкам. Они позволяют ребенку задуматься и найти правильные способы разрешения конфликтов, пути преодоления трудностей и собственных страхов.

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Поэтому в старшей возрастной группе проводится студия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живём в Зауралье».

Ведущая цель Программы - формирование эмоционально-ценностного отношения детей к родному краю, малой родине.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к своей семье, ее традициям, к взрослым, представителям старшего поколения.

- познакомить дошкольников с историческим прошлым и настоящим Зауралья: Курганской области, Щучанского района, г. Щучье.

- познакомить с достопримечательностями, традициями, природными ресурсами родного края;

- способствовать развитию интереса: к знаменитым людям, людям интересных профессий, развитию ремесел Зауралья.

Студия проводится 1 раз в неделю, продолжительность -30 минут

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники, например «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки.

Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по художественно-эстетическому развитию знакомить детей с народными промыслами России. Проводится цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой, затем происходит знакомоство с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

- консультации - «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;

- беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:

- ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)

- оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой»

- участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.

На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника уже активно участвовали в конкурсах. Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: Работа по воспитанию духовно- нравственных качеств, идущая в системе, даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.

Публикации по теме:

Доклад к родительскому собранию «Воспитание и развитие детей в культурных практиках в условиях реализации ФГОС» ДОКЛАД к родительскому собранию по теме «Воспитание и развитие детей в культурных практиках в условиях реализации ФГОС ДОО» Подготовили:.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ. «Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Диктуется.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Воспитывать человека — значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II В настоящее время Россия.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Диктуется.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС «Духовно – нравственное воспитание в соответствии с ФГОС» Духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка.

Система работы «Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС до» Проект «Мой край-Югра» Проведение беседы о достопримечательностях города Нефтеюганск «900 ЮГРА, Мой Нефтеюганск» Наш проект направлен на.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет нравственные понятия, корректирует социальное поведение. Ключевые.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Именно творческая деятельность человека делает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС 
Опубликовано: 21 марта 2019 в 14:23
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС » (включая файлы) размещена пользователем Елена Седова (УИ 27312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД