Папки-передвижки

Шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект

Светлана ЛУТКОВА
Шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

Публикация «Шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект» размещена в разделах

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат : знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и о шахматной доске.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект на тему: «Малыши играют в шахматы».

Польза игры в шахматы в детском саду

Шахматы — это не просто интересная игра позволяющая увлекательно провести свободное время. Она способна принести дошкольникам разностороннюю пользу:

-Совершенствует логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.

-Развивает память и пространственное воображение.

-Вырабатывает усидчивость, собранность, развивает внимание, помогает гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.

-Игра в шахматы всегда подразумевает соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.

-Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.

-Воспитывает самостоятельность в принятии решений.

- Предполагает совместную детскую деятельность, поэтому способствует социализации, развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для будущих школьников). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Цель : расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Рекомендации к проведению занятий по игре в шахматы в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 -6лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 -30 минут. Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес к шахматам. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — одного-двух раз в течение недели будет вполне достаточно. Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шахматы чаще по своему желанию.

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шахматами в дальнейшем.

Участники проекта:

-воспитатель,

-дети старшего дошкольного возраста,

-родители.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный. Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом; планирование мероприятий на тему проекта.

2. Знакомство с шахматной доской.

Знакомство с фигурами.

Обучение правилам шахматной игры.

Решение шахматных задач и этюдов.

Игра в шахматы.

3. Заключительный. Анализ работы всех участников проекта. Проведение презентации проекта, анализ его эффективности.

Работа по знакомству детей с шахматами была начата с детьми пяти – шести лет в октябре 2018года. На начальном этапе знакомства с шахматной игрой, учитывая возрастные особенности детей, была определена цель: познакомить ребят с шахматной доской и с названиями шахматных фигур. Начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, горизонталь, вертикаль, белое и черное поле, центр, начальное положение, белые, черные, ход, противник.

Затем мы начали учить названия фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

И где они располагаются на шахматной доске. Помогло нам в этом стихотворение И. Г. Сухина :

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши храбрые слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

А также ходы каждой фигуры.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это задача родителей. У родителей возникают положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть в шахматы.

Подходя к концу этого этапа дети:

-знают названия фигур;

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На следующем этапе, планируем начинать играть самостоятельно, со сверстниками, со взрослыми. Подсказывать и исправлять друг - друга. Продолжать и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовывать турниры. Радоваться своим успехам.

Таким образом, я думаю, мы достигнем такого результата, к которому стремимся.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Играем, развиваем сенсорикуИграем, развиваем сенсорику Сенсорика у детей развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые.

Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет» Конспект занятия. Обучение игре в шахматы, шахматы. На тему: «Шахматы в детском саду. Фигура Ферзь любит свой цвет».Подготовила: Тростина.

Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду» КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата проведения: 02 февраля 2018 года Место проведения: Детский сад № 16 Возрастная.

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ГАРМОНИЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД. ПЕРВОЕ СЛОВО МАЛЫША - ЭТО ПОВОД ДЛЯ ВЕЛИКОЙ.

Консультация для родителей «Играя с блоками Дьенеша, мы развиваем интеллект наших детей» В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей.

Опыт работы «Играем — развиваем» Ни одно музыкальное занятие не обходится без игры. Именно игра доставляет ребёнку радость, веселье, снимает мышечное и психическое напряжение,.

Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ воспитатель. Володина Ирина Анатольевна. Аннотация: в данной статье.

Консультация «С пальчиками играем — речь развиваем» Приступая к пальчиковым играм, следует помнить о следующих принципах их проведения: • Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание,.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр. Руководство театрализованной деятельностью в детском саду» Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 09:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект» (включая файлы) размещена пользователем Светлана ЛУТКОВА (УИ 239491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД