Приложение МААМ

Дидактический куб «Шесть граней математики» (2 фото)

Оксана Ломакина
Дидактический куб «Шесть граней математики»
▼ Скачать + Заказать документы

Поистине – педагог это строитель личности своих воспитанников и учеников.

Воспитание это плодотворный труд, который складывается ежедневно из множества кирпичиков, равносильно тому, как ребенок строит свою башенку из кубиков. И если хоть один из этих кубиков выпадет из конструкции, то она станет хрупкой и неустойчивой. Сегодня я хотела бы познакомить Вас со своим опытом работы по Формированию элементарных математических представлений дошкольников. В этом мне поможет «Математический куб», и именно поэтому свое сообщение я назвала «Шесть граней математики».

Публикация «Дидактический куб „Шесть граней математики“» размещена в разделах

Во многих источниках в методике ФЭМП различают пять разделов

«Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

«Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

«Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.

«Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Елена Федоровна, основываясь на исследования Анны Михайловны Леушиной, выделяет «множество» в отдельный раздел. Основывая на это, я разделила некоторые свои пособия на шесть разделов.

Думаю, многие из Вас работают по программе Елены Федоровны Купецковой «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников», и конечно же узнают пособия и игры, используемые мной в образовательной деятельности, которые взяты из этой книги.

И так, представление о множестве мы формируем у воспитанников, начиная с самого младшего возраста, и, казалось бы, что можно сказать нового об этом в старшем возрасте. Одной из интереснейшей формы работы по этому разделу стала работа с кругами Эйлера.

Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение. Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.

Задание первое: Разложите все фигуры зеленого цвета в один круг, а все круги в другой круг. Возникает проблема, как быть с зелеными кругами. Вывод: круги пересекаются. Множества пересекаются друг с другом.

Задание второе: Разложите все геометрические фигуры в один круг, а все круги в круг другого цвета. Ситуация вложения одного круга в другой.

Дети учатся находить несколько признаков у предметов, анализировать и обобщать.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Переходя к следующей грани математического куба «формирование представлений о числе и счетной деятельности», хочу познакомить Вас с одним из пособий Николая Александровича Зайцева «Тысяча и еще». Конечно, говоря о классической методике ФЭМП в детском саду, следует вспомнить, что считать дошкольники учатся в пределах двух десятков. Но многие дошкольники сейчас умеют считать и гораздо большие числа. Не хочется ограничивать детей в этих узких рамках. Конечно используем мы с детьми самый минимум наглядного материала из этого пособия. Это числовая лента, длинной пять метров, которую мы раскладываем прямо на полу группы и карточки.

С помощью числовой прямой можно считать и отсчитывать, находить свой возраст и возраст друга, «сажать в вагончик» любимую игрушку. Но самой любимой формой работы с этим пособием является отгадывание числа на карточке. Эту работу можно проводить с ребятами подготовительной подгруппы во второй половине учебного года. Дети отсчитывают десятки на карточке и прибавляют единицы, отгадывая число на карточке и если оно совпадает с числом на обратной стороне карточки, находят ее место на числовой ленте. Конечно для начала мы берем карточки из первых двух десятков и числовая лента не такая длинная как обычно. Но азарт детей позволяет каждый раз удлинять ленту и увеличивать количество карточек.

Конечно есть и более традиционные пособия, помогающие детям развивать свои способности в счетной деятельности. Это «Вычисляйка», «Посчитайка».

В процессе развивающейся счетной деятельности у детей возникает и развивается новый вид деятельности - измерение величин. В этом помогают такие пособия как «Измерялка» и «Путешествие Зайчонка и Бельчонка».

Переходя на следующую грань куба «представления о форме и геометрических фигурах» хочу познакомить вас с математическими раскрасками. Их довольно много в интернете. Дети очень заинтересованы в результате, поскольку многие садятся за работу парами и сравнивают работы друг друга. На этом разделе задерживаться не будем.

Как и говорила, много пособий и игр я сделала, основываясь на задания из книги Е. Ф. Купецковой. Вот и в разделе «Величина» пособие «Угадай-ка» именно такое. Изначально была создана компьютерная игра, но для индивидуальной и самостоятельной работы такая форма была неудобна, потому и карточки для игры перенесены на бумажный носитель.

Дети выбирают себе понравившуюся карточку, рассматривая ее определяют характеристики предмета и ищут пару среди других ребят с карточками. После чего каждый описывает например: тропинка узкая, а дорога широкая.

Следующая математическая грань «формирование представлений о пространстве» открывает огромный объем материала. Это и картинки из серии «Что и где находится?», игра «Найди по адресу», «Рисуем по клеточкам», «Сложи из палочек», «Повтори рисунок».

И последняя грань моего куба «временные представления». Я уже неоднократно знакомила педагогов с опытом работы по формированию временных представлений у дошкольников. Приведу примеры лишь несколько моделей по определению времени суток и времен года. Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас со своим пособием «Веселая неделька». Оно «работает» в нашей группе уже почти два года. В основе его семь героев –дней недели. Каждому герою я придумала свое стихотворение, которое помогает его запомнить. На рабочем полотне расположены кармашки, в которые дети совместно с педагогом вставляют карточки с планами на день. В правой части рабочего полотна расположен календарь на месяц, в котором отмечены предстоящие события. Ниже дети расставляют героев в таком порядке, в зависимости от дня недели. Работа с этим пособием детям очень нравится. Запомнив героев, дети сами утром выставляют необходимые карточки по кармашкам. Педагогу с детьми лишь нужно уточнить у остальных детей, согласны ли они с тем, что установили их друзья.

С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Дидактический куб «Шесть граней математики»
Фото «Шесть граней математики»
Публикации по теме:

Читаем малышам: «Мне скоро шесть. Стихи для детей»Читаем малышам: «Мне скоро шесть. Стихи для детей» К созданию своей первой книги для детей дошкольного возраста я, как начинающий автор, подошла творчески и с особым трепетным чувством. Подборка.

Дидактический диванчик «Времена года»Дидактический диванчик «Времена года» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию ещё одну из моих работ. Долго не знала, как её представить. Решила назвать.

Дидактический комплект «Мурзик»Дидактический комплект «Мурзик» Дидактический комплект «Мурзик»М- мульти У – ультра Р – развивающий З – занимательный И – интерактивный К – комплект Дидактический комплект.

Дидактический КУБ по ПДДДидактический КУБ по ПДД Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни и здоровья ребенка. В каждой возрастной группе детского сада должен.

Дидактический куб по ПДДДидактический куб по ПДД Пособие получилось случайно. Саму основу делала моя коллега для чего то другого, но она не пригодилась и долго валялась на полке. Потом.

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Дидактический стол «Составь сказку».Дидактический стол «Составь сказку». Предлагаю Вашему вниманию авторскую игру для детей младшей группы. Для создания этой игры мне потребовались обычный стол,самоклейка, скотч,.

Шесть правил для мам мальчиков Каждая мама хотела бы, чтобы у неё с сыном были доверительные отношения. Шесть простых правил могут помочь мамам в этом вопросе, для того,.

Шесть лет на МAAMШесть лет на МAAM Я в 2012 году зашла на сайт МААМ на минутку. Зарегистрировалась. Заинтересовалась. Мне так всё понравилось, что осталась здесь навсегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический куб «Шесть граней математики»
Опубликовано: 30 августа 2021 в 21:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический куб «Шесть граней математики»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ломакина (УИ 147082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД